• Научная статья
  • 1 ноября 2017
  • Открытый доступ

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ТРАКТОВКЕ ЗНАКОВЫХ СИМВОЛОВ СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ ПРОЗЫ

Аннотация

Отстраняясь от общеканонических характеристик понятия «символ», автор статьи акцентирует внимание на характере его реализации в художественном тексте. В работе анализируются принципы условно-символического творчества национальных авторов, очерчиваются механизмы концептуального отражения действительности через знаковые образы. Нас также интересует вопрос взаимовлияния различных литератур региона, а главным образом то, как преломляются в творческой практике известных отечественных мастеров слова традиционные эстетические тенденции. Отбор произведений осуществляется по принципу типологического сходства, с тем чтобы выявить сходное и специфическое в них.

Источники

  1. Амирэджби Ч. Дата Туташхия: роман. М.: Дрофа, 1993. 672 с.
  2. Байрамукова Х. Вечные всадники: повесть. М.: Советский писатель, 1977. 162 с.
  3. Батчаев М. Быть человеком: повесть, рассказы, новеллы. М.: Современник, 1987. 254 с.
  4. Болатова (Атабиева) А. Д. Символы как средство идентификации национального сознания // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6 (60): в 3-х ч. Ч. 1. С. 12-14.
  5. Керашев Т. Одинокий всадник: роман; новеллы. Нальчик: Эльбрус, 1986. 398 с.
  6. Кешоков А. П. Грушевый цвет: роман / на языке оригинала. Нальчик: Эльбрус, 1985. 225 с.
  7. Кешоков А. П. Сломанная подкова: роман. М.: Современник, 1978. 196 с.
  8. Кешоков А. П. Чудесное мгновение: роман / на языке оригинала. Нальчик: Эльбрус, 1960. 317 с.
  9. Кошубаев Д. Абраг: роман, повесть. Нальчик: Эльбрус, 2004. 192 с.
  10. Куек Н. Ю. Вино мертвых // Куек Н. Ю. Собрание сочинений: в 8-ми т. Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 2011. Т. 1. 580 с.
  11. Машбаш И. Сто первый перевал. М.: Советская Россия, 1985. 320 с.
  12. Паранук К. Н. Женские архетипы в образной системе современного адыгского романа (Ю. Чуяко, Н. Куек, Х. Бештоков, Д. Кошубаев) [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/41653342-Recenzirovana-zheleznom-volke-n-kueka-vino-mertvyh-h-beshtokova-kamennyy-vek-d-koshubaeva-abrag-naibolee-nasyshchennyh-mifopoetikoy.html (дата обращения: 18.08.2017).
  13. Сарбашева А. М. Балкарская проза в 1970-1990-е годы // Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», 2010. 808 с.
  14. Теппеев А. М. Сыйрат кёпюр (Мост Сират). Нальчик: Эльбрус, 1993. 496 с.
  15. Толгуров З. Х. Акь жыйырыкь (Белое платье). Нальчик: Эльбрус, 2005. 344 с.
  16. Толгурова З. Х. Жетегейле (Большая медведица). Нальчик: Эльбрус, 1981. 422 с.
  17. Толгуров З. Х. Кёк гелеу (Голубой типчак). Нальчик: Эльбрус, 1993. 392 с.
  18. Толгуров З. Х. Кьызгьыл кырдыкла (Алые травы). Нальчик: Эльбрус, 1974. 276 с.
  19. Тхагазитов Ю. М. Эволюция художественного сознания адыгов. Нальчик: Эльбрус, 2006. 277 с.
  20. Узденова Ф. Т. Художественное пространство карачаево-балкарской поэзии. Этнокультурный контекст. Нальчик: Издательская типография «Принт Центр», 2016. 211 с.
  21. Цагараев М. Н. Наследница: повести, рассказы. М.: Советский писатель, 1983. 479 с.
  22. Шогенцуков А. А. Избранное. Нальчик: Эльбрус, 1975. 264 с.
  23. Шогенцуков А. О. Весна Софият. М.: Художественная литература, 1956. 178 с.

Информация об авторах

Болатова (Атабиева) Асият Даутовна

Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 ноября 2017.

Ключевые слова

  • мифо-фольклорные взаимодействия
  • этническая память
  • национальное сознание
  • мифологема
  • архетип-символ
  • знаковый образ
  • контекст
  • аналогия
  • типологическая параллель
  • интертекстуальный анализ
  • mytho-folkloric interactions
  • ethnic memory
  • national consciousness
  • mythologeme
  • archetype-symbol
  • emblematic image
  • context
  • analogy
  • typological parallel
  • intertextual analysis

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)