• Научная статья
  • 1 ноября 2017
  • Открытый доступ

МЕЛОДРАМАТИЗМ ВО ВСТАВНЫХ ИСТОРИЯХ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»

Аннотация

В статье рассматриваются роль и функционирование мелодраматических элементов во вставных историях романа «Подросток»: в рассказе о погибшем по вине купца Скотобойникова мальчике и в истории девушки, покончившей жизнь самоубийством. Мелодраматизм понимается в качестве вневременной, кроссисторической и кроссжанровой категории. Главной чертой мелодраматизма представляется стремление автора вызвать безоглядное сочувствие у читателя, реакцию на поступки героев с точки зрения вечных норм морали. В обеих историях мелодраматизм рассматривается на разных уровнях текста: сюжета, расстановки персонажей и художественных приемов. Оба рассказа в сказовой форме излагает главный герой Аркадий; благодаря присутствующему в них мотиву невинной жертвы опосредованно они соотносятся с его собственной судьбой. В результате именно благодаря записыванию, проживанию и переосмыслению чужого опыта Аркадий реализует свои творческие возможности и обретает собственный путь.

Источники

  1. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2007. 352 с.
  2. Балухатый С. Д. Поэтика мелодрамы // Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 30-80.
  3. Вознесенская Т. И. Литературно-драматический жанр мелодрамы: конспект лекций по курсу «Теория литературных жанров». М.: МГАП «Мир книги», 1996. 58 с.
  4. Вознесенская Т. И. Поэтика мелодрамы и художественная система А. Н. Островского. К проблеме взаимодействия: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1997. 20 с.
  5. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573 с.
  6. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1975. Т. 13. 456 с.
  7. Комарович В. Роман Достоевского «Подросток» как художественное единство // Достоевский Ф. М. Статьи и материалы / под ред. А. С. Долинина. Пб.: Мысль, 1924. С. 31-68.
  8. Крутоус В. О. О «мелодраматическом» // Вопросы философии. 1981. № 5. С. 125-136.
  9. Максимов Д. Е. О романе Андрея Белого «Петербург». К вопросу о катарсисе // Максимов Д. Е. Русские поэты начала века: очерки. Л.: Сов. писатель, 1986. С. 240-348.
  10. Медарич М. Мелодраматизм в русском романе ХХ века // Russian Literature. 1990. № ХХVII. С. 41-52.
  11. Плахотнюк Т. Г. Жанровая структура мелодрамы // Художественное творчество и литературный процесс. Томск: Изд-во ТГУ, 1988. Вып. 8. С. 188-209.
  12. Поддубная Е. Я. Жанрово-стилевые особенности русской мелодрамы XIX - начала ХХ веков // Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX - начала ХХ веков: сб. науч. тр. / Свердлов. гос. пед. ин-т. Свердловск: Свердлов. ГПИ, 1986. С. 84-89.
  13. Степанов А. Д. Драматургия А. П. Чехова 1880-х годов и поэтика мелодрамы: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 1996. 21 с.
  14. Томашевский Б. Французская мелодрама начала XIX века (из истории вольной трагедии) // Поэтика. Временник отдела словесных искусств: сб. ст. Л.: Academia, 1927. Вып. 2. С. 55-82.
  15. Hays M., Nikolopoulova A. Melodrama. The Cultural Emergence of a Genre. N. Y.: St. Martin’s Press, 1996. 288 p.
  16. Heilman R. B. Tragedy and Melodrama: Versions of Experience. Seattle - L.: University of Washington Press, 1968. 326 p.

Информация об авторах

Подпоркина Анна Георгиевна

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 ноября 2017.

Ключевые слова

  • мелодраматизм
  • мелодрама
  • Достоевский
  • «Подросток»
  • сказ
  • прощение
  • катарсис
  • melodramatics
  • melodrama
  • F. M. Dostoyevsky
  • “The Adolescent “
  • narration
  • forgiveness
  • catharsis

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)