• Научная статья
  • 1 декабря 2017
  • Открытый доступ

РИТОРИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

Аннотация

Статья посвящена риторике социальной рекламы, истоки которой обнаруживаются в текстах XVII-XIX вв., начиная с жанра «назидательного лубка», который формировал негативное отношение к отторгаемым в обществе качествам и поступкам. В советские времена функции социальной рекламы выполняли средства пропаганды. Социальная реклама - важнейшее средство убеждения. Социальная реклама, апеллирующая к этически важным категориям, является чрезвычайно востребованной в современном обществе. Необходимы соблюдение риторических норм в тексте социальной рекламы и интеграция рекламной коммуникации в арсенал средств социального воздействия.

Источники

  1. Андерсон О. В. Лингвокультурологические и национально-ментальные особенности языка рекламы: автореф. дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2006. 20 с.
  2. Безручко Е. Н. Особенности языка рекламы архитектурно-строительной и дизайнерской тематики: автореф. дисс. … к. филол. н. Ростов-на-Дону, 2006. 21 с.
  3. Беликова А. В. Журнальная реклама: лингвокультурный и гендерный аспекты (на материале русского и английского языков): автореф. дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2007. 22 с.
  4. Брусенская Л. А., Куликова Э. Г. Социальная реклама в профилактике наркомании: лингвистические и правовые аспекты // European Social Science Journal. 2014. № 4. Т. 2. С. 293-297.
  5. Волостных А. В. Функции неологизмов в рекламном тексте (на материале русского и французского языков): автореф. дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2005. 21 с.
  6. Гаран Е. П. Лингвокультурологические аспекты интерпретации рекламного дискурса (на материале русского и английского языков): дисс. … к. филол. н. Ростов-на-Дону, 2009. 170 с.
  7. Голанова Е. И. Устный публичный диалог: жанр интервью // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995): коллективная монография / ред. Е. А. Земская. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 427-453.
  8. Декрет о введении государственной монополии на объявления [Электронный ресурс]. URL: http://www.great-country.ru/content/library/knigi/dokumenty_spravochniki_statistika/dekrety_sovetskoj_vlasti/dek_0019.php (дата обращения: 22.08.2017).
  9. Елистратов В. С. О «медиевизме» современной рекламы // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. № 1. С. 64-71.
  10. Земсков С. Б. Рекламные коммуникации как инструмент социального управления: дисс. … к. соц. н. Саратов, 2010. 203 с.
  11. Ильф И., Петров Е. Золотой теленок [Электронный ресурс]. URL: http://book-online.com.ua/read.php?book=5281 &page=170 (дата обращения: 17.07.2017).
  12. Кара-Мурза Е. С. «Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты // Словарь и культура русской речи: к 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова / составление, подготовка текстов, предисловие и примечание к статьям, заметкам и мемориальным материалам С. И. Ожегова - О. В. Никитина. М.: Индрик, 2001. С. 164-186.
  13. Кара-Мурза Е. С. Язык современной русской рекламы // Язык массовой и межличностной коммуникации: коллективная монография / редакционная коллегия: Я. Н. Засурский, Н. И. Клушина, В. В. Славкин, Г. Я. Солганик. М.: МГУ, 2007. С. 479-552.
  14. Карим Мд. Резаул. Наркомания как социальная проблема: дисс. … к. филос. н. М., 2004. 170 с.
  15. Кокин В. И. Личность наркомана: проблемы отчуждения: дисс. … к. филос. н. Уфа, 2009. 180 с.
  16. Куликова Э. Г. Лингвистическая и паралингвистическая нормы в современной ситуации общения // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». 2013. Вып. 73. № 1 (292). С. 86-91.
  17. Куликова Э. Г. Риторические фигуры: экспрессивный субкод // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 7. С. 365-374.
  18. Куликова Э. Г. Современная коммуникативная ситуация // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2006. № 21. С. 142-150.
  19. Куликова Э. Г. Юридически значимые номинации и «ключевое слово эпохи»: семантика и актуальная прагматика // Философия права. 2015. № 6 (73). С. 20-24.
  20. Маяковский В. Лев Толстой и Ваня Дылдин [Электронный ресурс]. URL: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/m-stih265.html (дата обращения: 17.07.2017).
  21. Маяковский В. Что делать, чтоб не умереть от холеры? Главполитпросвет № 183 [Электронный ресурс]. URL: http://v-v-mayakovsky.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st519.shtml (дата обращения: 22.08.2017).
  22. Мещерякова Н. В. Стилистические и прагмалингвистические особенности рекламных текстов социальной направленности (на материале текстов социальной рекламы на русском и немецком языках): автореф. дисс. … к. филол. н.
  23. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: теория и практика. М.: Аспект-Пресс, 2008. 191 с.
  24. Новиков М. Н. Рекламный текст в СМИ: способы обозначения целевой аудитории: автореф. дисс. … к. филол. н. Ростов-на-Дону, 2007. 22 с.
  25. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. М.: Омега-Л, 2008. 51 с.
  26. Потапова У. Ю. Коммуникативные функции рекламы // Язык и межкультурная коммуникация: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2005. Вып. 3. С. 53-61.
  27. Резник Г. М. Предисловие юриста // Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста. Теоретические основания и практика: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2007. С. 3-5.
  28. Симонова А. К. Реклама в процессе детерминации социального поведения личности: дисс.. к. соц. н. Екатеринбург, 2010. 161 с.
  29. Татьянченко И. М. Реклама как средство маркетинговой социальной коммуникации: проблемы управления: автореф. дисс. … к. соц. н. Ростов-на-Дону, 2004. 22 с.
  30. Филатов В. А., Коновалова Н. С. Социологический анализ изучения роли социальной рекламы в профилактике наркомании в городе Омске // Омский научный вестник. 2010. № 3. С. 88-94.
  31. Ценев В. В. Психология рекламы. Реклама, НЛП и 25-й кадр. СПб.: Речь, 2007. 224 с.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (отделение гуманитарных и общественных наук) научного проекта № 17-04-00109.

Информация об авторах

Брусенская Людмила Александровна

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Куликова Элла Германовна

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Коростелева Татьяна Викторовна

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 декабря 2017.

Ключевые слова

  • социальная реклама
  • риторика
  • паралингвистика
  • профилактика наркомании
  • норма
  • изобразительность
  • выразительность
  • тропы
  • social advertising
  • rhetoric
  • paralinguistics
  • prevention of drug addiction
  • norm
  • figurativeness
  • expressiveness
  • tropes

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)