• Научная статья
  • 1 декабря 2017
  • Открытый доступ

ВКЛАД РОССИЙСКИХ УЧЁНЫХ-ФИЛОЛОГОВ В МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация

В статье отмечены отдельные направления деятельности учёных-филологов (преподавание в средней и высшей школе; участие в создании школьных программ, учебников и учебных пособий; создание академических курсов, учебников, справочников, адресованных студентам и учителям; выступление в качестве экспертов, рецензентов; участие в дискуссиях о школьном литературном образовании; создание фундаментальных работ по актуальным проблемам школьного преподавания литературы) и формы практического использования их научных работ (выбор научных работ в качестве методологической основы в исследованиях по методике преподавания литературы; обращение к научным работам в учебной литературе и на занятиях при сопоставлении интерпретаций литературных произведений), которые могут рассматриваться как важные направления научных исследований в области теории и методики обучения литературе. В работе также представлен опыт сотрудничества специалистов по теории и истории литературы, методике преподавания литературы и учителей в ходе подготовки и проведения Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Источники

  1. Архангельский А. С. Заметки на программу по истории русской литературы и теории словесности. СПб., 1906. 117 с.
  2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
  3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 167 с.
  4. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. 244 с.
  5. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 545 с.
  6. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка: в 2-х ч. М.: Университетская типография, 1844. Ч. 1. 335 с.; Ч. 2. 375 с.
  7. Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия. Памятники древнерусской литературы и народной словесности. М., 1870. 429 с.
  8. Всероссийские олимпиады школьников по литературе. 9-11 кл.: метод. пособие / сост. Т. А. Калганова. Изд-е 3-е, стереотип. М.: Дрофа, 2004. 444 с.
  9. Галахов А. Д. История русской словесности. М., 1879. 252 с.
  10. Галахов А. Д. Полная русская хрестоматия, или образцы красноречия и поэзии, заимствованные из лучших отечественных писателей: в 2-х ч. М., 1843. Ч. 1. 375 с.; Ч. 2. 434 c.
  11. Галахов А. Д., Буслаев Ф. И. Программа русского языка и словесности. СПб., 1852. 47 с.
  12. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: методологические очерки о методике. М. - Л., 1966. 266 с.
  13. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. 376 с.
  14. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Дрофа, 2004. 458 с.
  15. Концепция школьного филологического образования. Русский язык и литература: проект. М.: Русское слово, 2016. 112 с.
  16. Кучина Т. Г. Современный отечественный литературный процесс. 11 класс: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2006. 349 с.
  17. Лазарев Ю. В. Проблемы школьного литературного образования в отечественной публицистике второй половины XIX - начала XXI века: монография. Рязань, 2013. 204 с.
  18. Леденёв А. В. Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс: учеб. пособие. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Дрофа, 2006. 222 с.
  19. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. СПб., 1748. 315 с.
  20. Мерзляков А. Ф. Краткое начертание теории изящной словесности: в 2-х ч. М., 1822. Ч. 1. 328 с.; Ч. 2. 108 с.
  21. Незелёнов А. И. История русской словесности: для средних учебных заведений: в 2-х ч. СПб., 1893. Ч. 1. 242 с.; Ч. 2. 284 с.
  22. Русская литература XIX века. 10 кл.: практикум: учеб. пособие / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, С. А. Леонов и др.; под ред. Ю. И. Лыссого. М.: Просвещение, 1997. 383 с.
  23. Русская литература XX века. 11 кл.: практикум: учеб. пособие / под ред. В. П. Журавлёва. М.: Просвещение, 2006. 318 с.
  24. Срезневский И. И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях. СПб., 1871. 23 с.
  25. Теория литературы: учеб. пособие: в 2-х т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. Т. 1. 512 с.; Т. 2. 368 с.
  26. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М. - Л.: Госиздат, 1925. 232 с.
  27. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие / вступ. ст. Н. Д. Тамарченко; коммент. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.
  28. Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе: монография. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Прометей, 2013. 248 с.
  29. Щеглов И. Л. Жизнь вверх ногами: юмористические очерки и пародии. СПб.: Прогресс, 1911. 240 с.

Информация об авторах

Чертов Виктор Фёдорович

Московский педагогический государственный университет

Чернышева Елена Геннадьевна

Московский педагогический государственный университет

Тодоров Лев Всеволодович

Академия социального управления

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 декабря 2017.

Ключевые слова

  • филология
  • теория и методика обучения литературе
  • литературное образование
  • научная интерпретация
  • методологическая основа
  • дискуссия
  • philology
  • theory and methodology of teaching literature
  • literary education
  • scientific interpretation
  • methodological basis
  • discussion

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)