• Научная статья
  • 1 июля 2018
  • Открытый доступ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА

Аннотация

Статья посвящена экспериментальному психолингвистическому исследованию сильной позиции креолизованного текста. Данный лингвистический феномен изучен в аспекте коммуникативных особенностей, структурно-семантического анализа, взаимодействия компонентов, воздействующих особенностей. Сильная позиция же рассматривается только в речетворческом произведении. Проведенный психолингвистический эксперимент позволил изучить сильную позицию в креолизованном тексте. В результате выявилось, что вербальный компонент обеспечивает выдвижение важнейших смыслов на первый план, организовывает иерархию смыслов и фокусирует внимание реципиентов.

Источники

  1. Адзинова А. А. Явление прецедентности в заглавиях креолизованных текстов: на материале языка глянцевых журналов: дисс.. к. филол. н. Майкоп, 2007. 222 с.
  2. Алексеев Ю. Г. Вербальный и иконический компоненты креолизованного текста в интракультурной и интеркультурной коммуникации (экспериментальное исследование): автореф. дисс. … к. филол. н. Ульяновск, 2002. 23 с.
  3. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учебное пособие. М.: Academia, 2003. 128 с.
  4. Арнольд И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4. С. 23-31.
  5. Валгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2003. 250 с.
  6. Вашунина И. В. Обобщение экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 6. С. 81-83.
  7. Волоскович А. М. Иконотекст как разновидность полимодальной гибридизации [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ikonotekst-kak-raznovidnost-polimodalnoy-gibridizatsii (дата обращения: 26.09.2017).
  8. Горбачева О. Н. Текст социальной антикоммерческой, социально-коммерческой и социальной интернет-рекламы чистого типа в структурно-функциональном аспекте: дисс.. к. филол. н. Кемерово, 2014. 186 с.
  9. Ейгер Г. В., Юхт В. Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: материалы научной конференции при Московском государственном педагогическом институте иностранных языков им. М. Тореза: в 2-х ч. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974. Ч. 1. С. 103-109.
  10. Елина Е. А. Семиотика рекламы: учебное пособие. Изд-е 2-е. М.: Дашков и К, 2012. 136 с.
  11. Колтышева Е. Ю. Креолизованная диктема как структурно-смысловой элемент рекламного текста // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2008. № 1. С. 168-176.
  12. Кольцов И. А. Креолизованные гипертексты и их методическая типология в обучении межкультурному иноязычному общению в языковом вузе // Мир науки, культуры и образования. 2008. № 3 (10). С. 91-94.
  13. Лукин В. А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. М.: Ось-89, 1999. 192 с.
  14. Мишина О. В. Средства создания комического в видеовербальном тексте (на материале английского юмористического сериала “Monty Python Flying Circus”): дисс.. к. филол. н. Самара, 2007. 203 с.
  15. Моисеева И. Ю., Аргунеев Э. П. Использование креолизованных текстов при обучении русскому как иностранному [Электронный ресурс] // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: ОГУ, 2018. С. 2253-2257. CD-ROM.
  16. Пойманова О. В. Семантическое пространство видеовербального текста: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1997. 24 с.
  17. Полный семантический анализ текста онлайн (seo-анализ) [Электронный ресурс] // Miratext. URL: https://miratext.ru/ seo_analiz_text (дата обращения: 27.09.2017).
  18. Рогова К. А. Лингвистический аспект креолизованного текста: Ю. Рост «Групповой портрет на фоне века» // Русский язык за рубежом. 2012. № 3. С. 54-61.
  19. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180-186.
  20. Томчаковский А. Г. Культурологическая информация в вербальном и паравербальном представлении (на материале толковых словарей английского языка) // Актуальні проблеми менталінгвістики: зб. ст. за матеріалами VI міжнарод. наук. конф. / Черкаський нац. ун-т ім. Б. Хмельницького; Ін-т мовознавства ім. О. О. Потебні. Черкаси: АНТ, 2009. С. 122-124.
  21. Чаплыгина Ю. С. Юмористические креолизованные тексты: структура, семантика, прагматика (на материале английского языка): автореф. дисс. … к. филол. н. Самара, 2002. 17 с.
  22. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: учебное пособие. М.: Либроком, 2009. 248 с.
  23. http://bigappleschool.com (дата обращения: 28.08.2017).

Информация об авторах

Моисеева Ирина Юрьевна

Оренбургский государственный университет

Аргунеев Эдуард Петрович

Оренбургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 апреля 2018.
  • Опубликована: 1 июля 2018.

Ключевые слова

  • эксперимент
  • сильная позиция
  • креолизованный текст
  • компоненты
  • интерпретация
  • experiment
  • strong position
  • creolized text
  • components
  • interpretation

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)