• Научная статья
  • 1 июля 2018
  • Открытый доступ

РЕЧЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ

Аннотация

В статье раскрывается содержание понятия «речевая манипуляция» в призме межкультурного иноязычного образования. Представлен анализ существующих интерпретаций «речевой манипуляции» в контексте философского, психологического, политологического, лингвистического научного знания. Вводится собственное определение исследуемого термина с позиции лингводидактики. Основное внимание автор акцентирует на том, что в условиях межкультурного иноязычного образования требуется разработка практических решений по преодолению манипулятивного воздействия со стороны медийно-коммуникативного пространства.

Источники

  1. Аввакумова И. В., Агибалова Е. Л. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: монография. Саранск, 2017. 128 с.
  2. Беляева И. В. Феномен речевой манипуляции: лингвоюридические аспекты [Электронный ресурс]: автореф. дисс. … д. филол. н. Ростов н/Д, 2009. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004308969.pdf (дата обращения: 05.03.2018).
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
  4. Быкова О. Н. Языковое манипулирование // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: вестник Российской риторической ассоциации / Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 1999. Вып. 1 (8). С. 99-103.
  5. Ворошилова А. А. Манипуляция сознанием как объект социально-политического исследования [Электронный ресурс] // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. 2006. № 6 (13). С. 296-300. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-soznaniem-kak-obekt-sotsialno-politicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 05.03.2018).
  6. Гончарова В. А. Национальные социокультурные стереотипы в обучении иностранным языкам (языковой вуз, английский язык): опыт преодоления. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. 164 с.
  7. Гончарова В. А., Алпатов В. В. Межкультурное зазеркалье: опыт интеграции родной культуры в российское иноязычное образование в высшей школе // Вестник высшей школы. Alma mater. 2017. № 9. С. 110-115.
  8. Гурочкина А. Г. Манипулирование в лингвистике // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2003. Т. 3. Вып. 5. С. 136-141.
  9. Политология: энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. 431 с.
  10. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/ HISTORY/PORSHNEW/paleopsy.txt (дата обращения: 05.03.2018).
  11. Пую Ю. В. Социально-философские основания антропологии манипулирования [Электронный ресурс]: автореф. дисс. … д. филос. н. СПб., 2010. URL: http://avtoreferat.seluk.ru/at-filosofiya/54360-1-socialno-filosofskie-osnovaniya-antropologii-manipulirovaniya.php (дата обращения: 05.03.2018).
  12. Тарева Е. Г. Обучение межкультурному диалогу как инструмент «мягкой силы» // Вопросы методики преподавания в вузе. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016. № 5 (19-2). С. 13-19.
  13. Van Dijk T. A. Discourse and manipulation // Discourse & Society. 2016. Vol. 17 (2). P. 359-383.

Информация об авторах

Левина Олеся Михайловна

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 апреля 2018.
  • Опубликована: 1 июля 2018.

Ключевые слова

  • адресант
  • адресат
  • культура
  • межкультурный подход
  • межкультурное иноязычное образование
  • межкультурная коммуникативная компетенция
  • речевая манипуляция
  • addresser
  • addressee
  • culture
  • intercultural approach
  • intercultural foreign-language education
  • intercultural communicative competence
  • verbal manipulation

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)