• Научная статья
  • 1 августа 2018
  • Открытый доступ

КАТЕГОРИЯ ДОМИНАНТЫ В ПСИХОЛОГИИ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Аннотация

Статья раскрывает сущность доминанты как фактора, определяющего направленность человеческого восприятия, интегрирующего различные ощущения в целое; как неизменяемого, наиболее значимого эстетического центра художественного текста. Основное внимание автор уделяет проблеме формирования методологической базы исследования применительно к актуализации гуманистических доминант русской классики; описанию путей выявления ценностных центров и конкретизации значимых составляющих содержательного ядра художественного текста на уроках литературы в 5-8 классах.

Источники

  1. Баско Н. В., Андреева И. В. Словарь православной лексики в русской литературе XIX-XX вв. М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2015. 272 с.
  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 420 с.
  3. Берулава М. Н. Принципы гуманизации образования // Инновации в образовании. 2001. № 5. С. 18-37.
  4. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  5. Жиркова Е. А. Актуализация семантики текстовых структур, имеющих доминантное значение для адекватной интерпретации художественного текста: дисс.. д. филол. н. Краснодар, 2006. 310 с.
  6. Мукаржсковский Я. Литературный язык и поэтический язык // Пражский лингвистический кружок: сборник статей / сост.-ред. Н. А. Кондрашов. М.: Прогресс, 1967. С. 406-431.
  7. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
  8. Соловьёва Ф. Е. Установление ценностно-познавательных ориентиров как путь выявления и конкретизации сущности понятий аксиологии гуманизма на уроках литературы в 5-8 классах // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 июня 2017 г.). Казань, 2017. Вып. IV. С. 19-23.
  9. Сосновская И. В. Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа художественного произведения: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2004. 47 с.
  10. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1996. 333 с.
  11. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Л.: Academia, 1924. 139 с.
  12. Ухтомский А. А. Доминанта. М. - Л.: Наука, 1966. 273 с.
  13. Христиансен Б. Философия искусства. СПб.: Шиповник, 1911. 291 с.
  14. Чудаков А. П. Проблемы целостного анализа художественной системы / О двух моделях мира писателя // Славянские литературы. VII Международный съезд славистов: Доклады сов. делегации. М., 1973. С. 29-98.
  15. Эйхенбаум Б. М. О прозе: сборник статей. Л.: Художественная литература, 1969. 503 с.
  16. Якобсон Р. О. Доминанта // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1976. С. 56-63.

Информация об авторах

Соловьёва Фаина Евгеньевна

Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 июня 2018.
  • Опубликована: 1 августа 2018.

Ключевые слова

  • доминанта
  • гуманизм
  • гуманистические доминанты русской классики
  • анализ текста в ценностном аспекте
  • ценностно-познавательные ориентиры
  • познавательная коммуникация
  • dominant
  • humanism
  • humanistic dominants of the Russian classics
  • text analysis in value aspect
  • value and cognitive reference points
  • cognitive communication

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)