ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА И СПОСОБНОСТЬ РЕФЛЕКСИРОВАТЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕЦИПИЕНТА
Аннотация
В статье описываются экспериментальные исследования по установлению уровней нравственной осознанности и компетентности подростков, а также зависимость способности рефлексировать в процессе чтения текста от указанных уровней. Цель исследования - обосновать зависимость способности рефлексировать от указанных уровней реципиента. Для этого используется методика выявления нравственной осознанности и нравственной компетентности на основе математической формулы и процентной шкалы, а также проводится анкетирование респондентов в несколько этапов. Полученные результаты показали, что средние уровни нравственной осознанности и компетентности являются недостаточными для рефлексирования над текстом и выявления более сложных замыслов или характеристик, предложенных автором текста. Результаты исследования могут найти применение в преподавании методики интерпретации текста, а также в процессе воспитания нравственности индивидов.
Источники
- Дружба [Электронный ресурс] // Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-22565.htm (дата обращения: 30.05.2018).
- Дружба [Электронный ресурс] // Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.classes. ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-7671.htm (дата обращения: 02.06.2018).
- Дружба [Электронный ресурс] // Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-14321.htm (дата обращения: 02.06.2018).
- Колодина Н. И. Методика определения уровня осознанности понятия и уровня нравственной компетентности (на материале анкетирования слабослышащих и слышащих подростков по понятию «уважение») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64). Ч. 1. С. 87-92.
- Колодина Н. И., Дуванова С. П., Лябина О. Г. Положительные и отрицательные нравственные понятия в сознании слабослышащих и слышащих подростков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63). Ч. 1. С. 104-107.
- Kolodina N. I. The level of concept awareness “greed” and the level of moral competence teens [Электронный ресурс]. URL: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/113652 (дата обращения: 02.06.2018).
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-04-00057-ОГН.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 20 июня 2018.
- Опубликована: 1 сентября 2018.
Ключевые слова
- понимание текста
- содержание текста
- уровни нравственной осознанности и компетентности
- способность рефлексировать
- экспериментальные данные
- понятие «дружба»
- text understanding
- text content
- levels of moral awareness and competence
- ability to reflect
- experimental data
- notion of friendship
Copyright
© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»