• Научная статья
  • 1 сентября 2018
  • Открытый доступ

ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА И СПОСОБНОСТЬ РЕФЛЕКСИРОВАТЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕЦИПИЕНТА

Аннотация

В статье описываются экспериментальные исследования по установлению уровней нравственной осознанности и компетентности подростков, а также зависимость способности рефлексировать в процессе чтения текста от указанных уровней. Цель исследования - обосновать зависимость способности рефлексировать от указанных уровней реципиента. Для этого используется методика выявления нравственной осознанности и нравственной компетентности на основе математической формулы и процентной шкалы, а также проводится анкетирование респондентов в несколько этапов. Полученные результаты показали, что средние уровни нравственной осознанности и компетентности являются недостаточными для рефлексирования над текстом и выявления более сложных замыслов или характеристик, предложенных автором текста. Результаты исследования могут найти применение в преподавании методики интерпретации текста, а также в процессе воспитания нравственности индивидов.

Источники

  1. Дружба [Электронный ресурс] // Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-22565.htm (дата обращения: 30.05.2018).
  2. Дружба [Электронный ресурс] // Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.classes. ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-7671.htm (дата обращения: 02.06.2018).
  3. Дружба [Электронный ресурс] // Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-14321.htm (дата обращения: 02.06.2018).
  4. Колодина Н. И. Методика определения уровня осознанности понятия и уровня нравственной компетентности (на материале анкетирования слабослышащих и слышащих подростков по понятию «уважение») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64). Ч. 1. С. 87-92.
  5. Колодина Н. И., Дуванова С. П., Лябина О. Г. Положительные и отрицательные нравственные понятия в сознании слабослышащих и слышащих подростков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63). Ч. 1. С. 104-107.
  6. Kolodina N. I. The level of concept awareness “greed” and the level of moral competence teens [Электронный ресурс]. URL: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/113652 (дата обращения: 02.06.2018).

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-04-00057-ОГН.

Информация об авторах

Колодина Нина Ивановна

Воронежский государственный педагогический университет

Лябина Олеся Геннадиевна

Издательство «Грамота»

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 июня 2018.
  • Опубликована: 1 сентября 2018.

Ключевые слова

  • понимание текста
  • содержание текста
  • уровни нравственной осознанности и компетентности
  • способность рефлексировать
  • экспериментальные данные
  • понятие «дружба»
  • text understanding
  • text content
  • levels of moral awareness and competence
  • ability to reflect
  • experimental data
  • notion of friendship

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)