• Научная статья
  • 1 сентября 2018
  • Открытый доступ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ АВТОРСКИХ СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье изучаются вопросы актуализации детской языковой картины мира, которая является репрезентантом знаний ребенка о мире, а также ориентиром его ценностного развития. Материалом исследования послужили современные сказки для детей на русском и английском языках. Авторами разработан алгоритм выявления лексических единиц, вербализующих концепты современной детской сказки, основанный на интеграции когнитивного и лингвокультурологического подходов. Благодаря возможностям контент-анализа извлечены и проанализированы ключевые концепты «семья», «дружба», «сказочные животные», формирующие языковую картину мира ребенка. Результаты анализа позволили сделать вывод о том, что в разных лингвокультурах для каждого концепта существует определенная совокупность средств языкового выражения, вызывающая в сознании представителей различных культур определенный набор ассоциаций (так называемые ассоциативные ряды). Новизна работы заключается в том, что впервые проведено сопоставительное исследование содержания детской языковой картины мира в американских и русских современных сказках.

Источники

  1. Абраменкова В. В. Добро и зло в картине мира современного ребенка [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/dobro-i-zlo-v-kartine-mira-sovremennogo-rebenka (дата обращения: 28.11.2017).
  2. Горошко Е. И. Языковое сознание: гендерная парадигма // Методология современной психолингвистики: сборник научных трудов. М. - Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2003. С. 99-102.
  3. Каликинская Е. И. Как великан нашел друга. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 23 с.
  4. Каликинская Е. И. Одно слово кривды. Ростов н/Д: Феникс-Премьер, 2015. 31 с.
  5. Крюкова Т. Ш. Автомобильчик Бип. М.: Аквилегия-М, 2017. 48 с.
  6. Крюкова Т. Ш. Сказки Хитрого Лиса. М.: Аквилегия-М, 2006. 64 с.
  7. Мадонна. Английские розы / пер. с англ. Л. Яхнина. М.: Эксмо, 2004. 48 с.
  8. Мадонна. Приключения Абди / пер. с англ. Л. Яхнина. М.: Эксмо, 2007. 32 с.
  9. Мадонна. Яков и семеро разбойников / пер. с англ. Л. Яхнина. М.: Эксмо, 2007. 32 с.
  10. Стайг У. Амос и Борис / пер. с англ. О. Варшавер. М.: Розовый жираф, 2015. 35 с.
  11. Тухарели Н. Л. Детская языковая картина мира как предмет лингвистического изучения // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2001. Вып. 17. С. 5-10.

Информация об авторах

Моисеева Ирина Юрьевна

Оренбургский государственный университет

Путилина Людмила Васильевна

Оренбургский государственный университет

Голоскова Светлана Викторовна

Оренбургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 мая 2018.
  • Опубликована: 1 сентября 2018.

Ключевые слова

  • языковая картина мира
  • детская языковая картина мира
  • концепт
  • когнитивный подход
  • лингвокультурологический подход
  • современная детская сказка
  • linguistic worldview
  • children’s linguistic worldview
  • concept
  • cognitive approach
  • linguo-cultural approach
  • modern children’s fairy tale

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)