• Научная статья
  • 1 сентября 2018
  • Открытый доступ

КОНЦЕПТ «ОРУЖИЕ»: РЕКОНСТРУКЦИЯ НА ОСНОВЕ МЕДИАДИСКУРСА, ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КОРПУСА, АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Аннотация

Цель работы - реконструировать концепты «оружие» и “weapon” на основе нескольких источников (словарей, лингвистического корпуса, ассоциативных экспериментов, медиадискурса), а также выявить признаки данных концептов, характерные для языкового сознания сотрудника полиции. Изучение языкового сознания в целом и языкового сознания специалистов одной профессиональной области в частности позволяет установить специфические черты структур языкового сознания. Исследование может быть востребовано в рамках изучения формирования концептов в языковом сознании учебного билингва, концептов, связанных с профессиональной деятельностью носителей русского и английского языков.

Источники

  1. Балакин С. В. Принцип формирования концептов на субординативном уровне (на примере концепта оружие) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». 2014. Т. 11. № 1. С. 79-80.
  2. Горелов И. Н. Избранные труды по психолингвистике. М.: Лабиринт, 2003. 320 c.
  3. Дукальская И. В. Концепт «оружие» в английской лингвокультуре [Электронный ресурс] // Альманах современной науки и образования. 2012. № 4 (59). URL: www.gramota.net/materials/1/2012/4/19.html (дата обращения: 28.05.2018).
  4. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.
  5. Залевская А. А., Медведева И. Л. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия. Тверь, 2002. 194 с.
  6. Кубрякова Е. С. О формировании значения в рамках семиозиса // Когнитивные аспекты языковой интеграции. Рязань, 2000. C. 26-29.
  7. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 4. С. 8-16.
  8. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ruscorpora.ru/search-main.html (дата обращения: 02.05.2018).
  9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2018. 736 с.
  10. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. 314 c.
  11. Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как системное образование // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2004. № 1. С. 29-34.
  12. British National Corpus [Электронный ресурс]. URL: https://corpus.byu.edu/bnc/ (дата обращения: 26.04.2018).
  13. Bush V. As We May Think (1945) [Электронный ресурс]. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/1945/07/ as-we-may-think/303881/ (дата обращения: 02.05.2018).
  14. Corpus of Contemporary American [Электронный ресурс]. URL: https://corpus.byu.edu/coca (дата обращения: 10.05.2018).
  15. Jackendoff R. Language, Consciousness, Culture. Cambridge, 2007. 403 р.
  16. Mitchel A. Do Bilinguals Access a Shared or Separate Conceptual Store? Creating False Memories in a Mixed-Language Paradigm (2005) [Электронный ресурс]. URL: http://digitalcommons.macalester.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1000&context= psychology_honors (дата обращения: 19.04.2018).
  17. Weapon [Электронный ресурс] // Collins Cobuild Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/weapon (дата обращения: 18.04.2018).
  18. Weapon [Электронный ресурс] // Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/weapon (дата обращения: 23.04.2018).

Информация об авторах

Алферова Юлия Ивановна

Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 июня 2018.
  • Опубликована: 1 сентября 2018.

Ключевые слова

  • концепт
  • языковое сознание
  • лингвистический корпус
  • медиадискурс
  • ассоциации
  • ассоциативный эксперимент
  • concept
  • linguistic consciousness
  • linguistic corpus
  • media discourse
  • associations
  • associative experiment

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)