• Научная статья
  • 1 сентября 2018
  • Открытый доступ

КОМПЛЕКС АНКЕТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ БИЛИНГВОВ

Аннотация

В статье представлен комплекс лингвистических опросников, разработанных с целью сбора фактического материала, призванного проиллюстрировать коммуникативное поведение естественных билингвов. Результаты анкетирования демонстрируют высокую информативность полученных данных и позволяют смоделировать коммуникативное поведение двуязычных носителей по таким параметрам, как статус идиомов в языковом сознании билингва, коммуникативный паспорт билингва, аксиологическая поддержка билингвизма носителем языков, самооценка речевых умений. Степень валидности предложенного инструментария коррелирует с диапазоном тестируемых групп (гендер, возраст, место жительства, статус).

Источники

  1. Бгажноков Б. Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. 160 с.
  2. Муманжинова Н. С. Лексико-семантическое разнообразие калмыцких и русских слов в речи дошкольников Республики Калмыкия // Русский язык в иноязычном окружении: современное состояние, перспективы развития, культурно-речевые проблемы: материалы российской научной конференции с международным участием. Элиста: Джангар, 2016. С. 500-508.
  3. План деятельности Федерального агентства по делам национальностей России на 2016-2021 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФАДН России. URL: http://fadn.gov.ru/otkritoe-agenstvo/plan-deyatelnosti (дата обращения: 05.07.2018).
  4. Тарбастаева И. С. Русский язык и этнонациональная политика в республике Тыва // Русский язык в иноязычном окружении: современное состояние, перспективы развития, культурно-речевые проблемы: материалы российской научной конференции с международным участием. Элиста: Джангар, 2016. С. 172-179.
  5. Чалаева П. Ш. К вопросу о периодизации истории лакско-русских языковых контактов // Заметки ученого. 2016. № 10 (16). С. 74-76.
  6. Чипчикова З. А. Проблемы обучения русскому языку учащихся балкарцев в условиях двуязычия // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. № 6. С. 130-132.
  7. Шумилова О. Н. Состояние национально-русского двуязычия в регионах проживания коренных малочисленных народов Севера // Цивилизация знаний: российские реалии: труды XVII международной научной конференции (г. Москва, 22-23 апреля 2016 г.). М.: Российский новый университет, 2016. С. 149-152.
  8. Щеглова И. В. Жанр «поздравление» как элемент реализации национальной политики в полиэтническом регионе // Филологическое образование в современных исследованиях: лингвистические и методические аспекты: материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 23-24 мая 2017 г.). Ярославль: Ремдер, 2017. С. 150-154.
  9. Щеглова И. В. Перспективы развития языковой ситуации в Астраханской области // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (81). Ч. 2. С. 391-395.
  10. Щеглова И. В. Почему дети - потенциальные билингвы - не говорят на родном языке? // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8 (38). Ч. 2. С. 205-208.
  11. Щеглова И. В. Татарско-русское двуязычие: коммуникативное поведение его носителей: монография. Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2016. 80 с.
  12. Щеглова И. В., Есенбаева Н. И. Особенности национально-русского двуязычия астраханских татар // Русский язык за рубежом. 2015. № 5 (252). С. 73-78.

Информация об авторах

Щеглова Инна Владимировна

Астраханский государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 февраля 2018.
  • Опубликована: 1 сентября 2018.

Ключевые слова

  • билингвы
  • естественный билингвизм
  • национально-русское двуязычие
  • коммуникативное поведение естественных билингвов
  • лингвистический опросник
  • лингвокоммуникативистика
  • лингвотрансэкология
  • bilinguals
  • natural bilingualism
  • Russian national bilingualism
  • communication behavior of natural bilinguals
  • linguistic questionnaire
  • linguistic communication science
  • linguistic trans-ecology

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)