• Научная статья
  • 1 октября 2018
  • Открытый доступ

СЕМАНТИКО-СИНОНИМИЧЕСКОЕ ПОЛЕ И ПОНИМАНИЕ ГРУБОСТИ СОВРЕМЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Аннотация

В статье описываются и анализируются экспериментальные данные, полученные в ходе анкетирования подростков двух групп: слышащих и с нарушением слуха. Цель работы - получить психолингвистические результаты по кодированию лексики в двух семиотических системах на примере одной лексической единицы и построить семантико-синонимическое поле, включающее слова-синонимы и слова-ассоциации, закодированные в обыденном сознании учащихся. Новизна работы состоит в том, что впервые сравниваются две семиотические системы кодирования информации и разрабатывается и апробируется концепция семантико-синонимического поля. Полученные результаты могут быть использованы в преподавательской деятельности при объяснении лексики учащимся, в дальнейших исследованиях в ракурсе психолингвистики и когнитивной лингвистики.

Источники

  1. Грубость [Электронный ресурс] // Национальная психологическая энциклопедия. URL: https://vocabulary.ru/termin/ grubost.html (дата обращения: 02.07.2018).
  2. Грубость [Электронный ресурс] // Психологос: энциклопедия практической психологии. URL: https://www.psychologos. ru/articles/view/grubost (дата обращения: 08.07.2018).
  3. Грубый (толкование понятия) [Электронный ресурс] // Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/783370 (дата обращения: 11.08.2018).
  4. Долгая И. Подросток грубит: что делать? [Электронный ресурс]. URL: https://www.passion.ru/psy/vospitanie-detey/podrostok-grubit-chto-delat-75683.htm (дата обращения: 05.08.2018).
  5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный [Электронный ресурс]. URL: https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-17909.htm (дата обращения: 11.08.2018).
  6. Как отучить подростка ругаться матом [Электронный ресурс] // Подросток и общество. URL: http://podrostok. 68edu.ru/?p=3990 (дата обращения: 04.08.2018).
  7. Как реагировать на грубость? [Электронный ресурс] // Андрей Медведев. Персональный сайт психолога. URL: https://psiholog-am.ru/kak-reagirovat-na-grubost/ (дата обращения: 02.07.2018).
  8. Николаев Д. Конфликты подростков: причины и способы разрешения [Электронный ресурс] // Психология сегодня. URL: https://psychologytoday.ru/public/konflikty-podrostkov-prichiny-i-sposoby-razresheniya/ (дата обращения: 11.07.2018).
  9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Изд-е 4-е, доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  10. Петрановская Л. Почему родителям трудно с подростками? [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologies.ru/ roditeli/teenagers/pochemu-roditelyam-trudno-s-podrostkami/ (дата обращения: 10.08.2018).
  11. Подросток грубит: как исправить ситуацию? [Электронный ресурс] // Воспитание ребенка. URL: https://childdevelop.ru/ articles/upbring/4504/ (дата обращения: 07.08.2018).
  12. Фомина А. Подростковое хамство: если ребенок вам грубит [Электронный ресурс]. URL: https://letidor.ru/psihologiya/ podrostkovoe-hamstvo-esli-rebenok-vam-grubit.htm (дата обращения: 02.07.2018).

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-04-00057-ОГН.

Информация об авторах

Колодина Нина Ивановна

Воронежский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 августа 2018.
  • Опубликована: 1 октября 2018.

Ключевые слова

  • слышащие и слабослышащие подростки
  • семантико-синонимическое поле
  • обыденное сознание
  • слова-синонимы
  • слова-ассоциации
  • hearing and hearing-impaired adolescents
  • semantic-synonymic field
  • ordinary consciousness
  • words-synonyms
  • words-associations

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)