• Научная статья
  • 1 октября 2018
  • Открытый доступ

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ И СТРАТЕГИИ ЛЕКЦИОННОГО ДИСКУРСА

Аннотация

Цель представленной статьи - выявить коммуникативные категории и стратегии, которые используются известными российскими учёными-лингвистами в лекционном дискурсе и способствуют эффективной передаче информации. Материалом исследования выступают три лекции (общей продолжительностью 210 минут), изученные с помощью дискурсивного анализа, а также методов наблюдения, систематизации и классификации. Научная новизна проведенного исследования лекционного дискурса заключается в определении коммуникативных стратегий, используемых лекторами для успешной передачи информации реципиенту. В результате анализа эмпирического материала были выделены три коммуникативные стратегии - установка контакта, разъяснения и кооперации, которые могут объединяться в основную коммуникативную категорию лекционного дискурса - категорию информирования.

Источники

  1. Болдырева А. А. Категория авторитетности в научном дискурсе: дисс. … к. филол. н. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2006. 182 с.
  2. Власян Г. Р. Коммуникативная категория вежливости: проблема интерпретации // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248). Вып. 60. С. 36-38.
  3. Дронова Г. Е. Коммуникативная категория «Ясность речи» в жанре лекции: автореф. дисс. … к. филол. н. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького, 2006. 22 с.
  4. Задорина О. С. Вузовская лекция в контексте современной ситуации в образовании // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 121-124.
  5. Карабань Н. А. Содержание и структура коммуникативной категории вежливости // Грани познания. 2010. № 1 (6). С. 42-44.
  6. Кузнецов М. В. Интерактивная лекция как методическая среда для развития речевых умений в их комбинации // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2011. Вып. 8. С. 103-108.
  7. Панченко Н. Н. Реализация коммуникативной категории «сомнительность» в дискурсе // Lingua mobilis. 2012. № 2 (35). С. 67-73.
  8. Роботова А. С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 127-133.
  9. Рубцова Н. Об информационной избыточности лекционного курса // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 151-152.
  10. Сорокина Ю. В. Убеждающие и защитные тактики коммуникативной стратегии самопрезентации в лекционном дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 16 (345). С. 128-131.
  11. Тахтарова С. С. Коммуникативные категории в когнитивно-дискурсивной парадигме // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2017. Т. 16. № 2. С. 189-196.
  12. Тер-Минасова С. Г. Язык, коммуникация и национальная безопасность [Электронный ресурс]: открытая лекция от 28.04.2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=t6MfsR5mOus (дата обращения: 02.08.2018).
  13. Уланова Е. Э. Коммуникативная категория авторитетности в системе речевого поведения // Филология и человек. 2017. № 2. С. 120-125.
  14. Хутыз И. П. Мультимодальность академического дискурса как условие его коммуникативной успешности // Вестник Адыгейского государственного университета. 2016. Вып. 1 (172). С. 90-95.
  15. Хутыз И. П., Духовная Т. В. О когнитивной природе формирования и интерпретации прагматического значения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (79). Ч. 2. С. 390-392.
  16. Черниговская Т. В. Мозг - Великий обманщик. Как мозг нас обманывает [Электронный ресурс]: лекция в компании BioCard от 03.06.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=t2FyA5eiUQI (дата обращения: 02.08.2018).
  17. Чернявская В. Е. Возможна ли безъязыковая коммуникация: поликодовый текст [Электронный ресурс]: открытая лекция. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DmYGt0aj5lw (дата обращения: 19.06.2018).
  18. Dahlstrom M. Using narratives and storytelling to communicate science with nonexpert audiences [Электронный ресурс]. URL: http://www.pnas.org/content/111/Supplement_4/13614 (дата обращения: 03.08.2018).
  19. Delivering Lectures [Электронный ресурс]. URL: https://www.cardiff.ac.uk/learning-hub/supporting-your-teaching/delivering-lectures (дата обращения: 02.08.2018).
  20. Deroey K., Taverniers M. A corpus based study of lecture functions // Moderna språk. 2011. № 2. P. 2-22.
  21. Fortanet I. Enhancing the speaker-audience relationship in academic lectures // Current trends in intercultural cognitive and social pragmatics. Sevilla: Universidad de Sevilla, 2004. P. 83-96.
  22. Frederick P. J. The lively lecture - 8 variations // College Teaching. 1986. Vol. 34. Iss. 2. P. 43-50.
  23. Suciu L., Simon S. Informing strategies: building the communication framework // Social and Behavioral Sciences. 2015. № 197. P. 1246-1249.
  24. Sword H. Stylish Academic Writing. Cambridge: Harvard University Press, 2012. 240 p.

Информация об авторах

Хутыз Ирина Павловна

Кубанский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 июня 2018.
  • Опубликована: 1 октября 2018.

Ключевые слова

  • коммуникативная категория
  • коммуникативная стратегия
  • институциональная коммуникация
  • лекционный дискурс
  • интенция
  • communicative category
  • communicative strategy
  • institutional communication
  • lecture discourse
  • intention

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)