• Научная статья
  • 1 октября 2018
  • Открытый доступ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК АДРЕСАНТА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ДИСКУРСА

Аннотация

В статье содержание понятия «дискурсивная компетенция» раскрывается в аспекте обучения будущих учителей иностранного языка. Отстаивается тезис о необходимости конкретизации данного понятия через определение характеристик отдельных видов дискурса, участниками которых станут обучающиеся в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Описывается специфика одного из видов институционального дискурса. Приводится перечень умений адресанта просветительского дискурса, учитывающий параметры дискурсивной гибкости, взаимодействия, тематического развертывания и связности.

Источники

  1. Беспалова С. В. Дискурс в лингвистике и практике преподавания (немецкий язык). Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева, 2003. 115 с.
  2. Горбунова М. В. Методические принципы формирования дискурсивных умений будущих учителей // Преподаватель ХХI век. 2011. № 1. С. 49-54.
  3. Евстигнеева И. А. Формирование дискурсивной компетенции студентов языковых вузов на основе современных интернет-технологий // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 74-82.
  4. Карасик В. И. О категориях дискурса // Тверской лингвистический меридиан: сб. статей. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2007. С. 57-68.
  5. Карасик В. И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград: Перемена, 1999. С. 3-18.
  6. Комина Н. А. Учебный дискурс в ситуации коммуникативно-ориентированного обучения языку [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2006. Т. 1. № 3. URL: http://tverlingua.ru/ archive/003/komina_03_2_1.htm (дата обращения: 14.09.2018).
  7. Куликова Л. В. Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации. Красноярск: Изд-во СФУ, 2015. 182 с.
  8. Литвинов А. В. Научный дискурс в свете межкультурной коммуникации // Филология в системе современного университетского образования: материалы науч. конф. М.: УРАО, 2004. Вып. 7. С. 283-289.
  9. Никульшина Н. Л. Письменный научный дискурс как объект моделирования в учебных целях // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 3 (59). С. 245-250.
  10. Остражкова Н. С. Педагогический дискурс: лекции. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. 166 с.
  11. Полуйкова С. Ю. Персуазивные стратегии в современном просветительском дискурсе // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. № 4 (10). С. 63-67.
  12. Полуйкова С. Ю. Средства суггестивного речевого воздействия в современном просветительском послании // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 3 (19). С. 45-50.
  13. Попова Н. В. К вопросу о развитии дискурсивной компетенции учащихся // Иностранные языки в школе. 2011. № 7. С. 74-80.
  14. Попова Н. В. Междисциплинарная дискурсивная линия в программе подготовки лингвистов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. 330 с.
  15. Попова Н. В. Междисциплинарная дискурсивная эстафета в программе подготовки лингвистов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. С. 171-179.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование от 22.02.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 01.08.2018).
  17. Bernstein B. The structuring of pedagogic discourse. L.: Routledge, 2004. 248 p.
  18. Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy // Language and Communication / ed. by J. C. Richards, R. W. Schmidt. L., UK: Longman, 1983. P. 2-28.
  19. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1. P. 1-47.
  20. Common European Framework of Reference for Languages. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 260 p.
  21. Rex L. A., Green J. L. Classroom discourse and interaction: reading across the traditions // The Handbook of Educational Linguistics / ed. by B. Spolsky, F. M Hult. Oxford: Blackwell Publishing, 2008. P. 571-584.
  22. Rose D. Analysing pedagogic discourse: an approach from genre and register [Электронный ресурс] // Functional Linguistics. 2014. № 1 (11). URL: https://functionallinguistics.springeropen.com/articles/10.1186/s40554-014-0011-4 (дата обращения: 29.07.2018).

Информация об авторах

Полуйкова Светлана Юрьевна

Омский государственный педагогический университет

Устинова Татьяна Викторовна

Омский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 августа 2018.
  • Опубликована: 1 октября 2018.

Ключевые слова

  • педагогическое образование в области иностранных языков
  • коммуникативная компетенция
  • дискурсивные умения
  • институциональный дискурс
  • дискурс-анализ
  • pedagogical education applicable to foreign languages
  • communicative competence
  • discursive skills
  • institutional discourse
  • discourse analysis

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)