• Научная статья
  • 1 ноября 2018
  • Открытый доступ

ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ В «КНИГЕ МАСОК» РЕМИ ДЕ ГУРМОНА

Аннотация

Статья посвящена поэтике «Книги масок» (1896) Реми де Гурмона (1858-1915) - французского автора, одного из основателей художественной критики. Выявлено своеобразие импрессионистического литературного портрета в творчестве Реми де Гурмона. Обозначена связь литературного портрета Гурмона с традицией жанра, заложенной Ш.-О. Сент-Бёвом. Описаны изменения структуры жанра в «Книге масок» в контексте импрессионистической критики рубежа XIX-XX вв. Сделан акцент на эмоционально-оценочной тональности и ассоциативности, свойственной литературному портрету Гурмона.

Источники

  1. Андреев Л. Г. Импрессионизм = Impressionnisme: Видеть. Чувствовать. Выражать. М.: Гелеос, 2005. 311 с.
  2. Владимирова А. И. Франция на рубеже XIX и ХХ веков: литература, живопись, музыка, театр. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. 147 с.
  3. Гурмон Р. Книга масок / пер. с фр. Е. М. Блиновой, М. А. Кузмина. М.: Володей, 2013. 303 с.
  4. Костюк В. В. Поэзия и проза Елены Гуро: к проблеме творческой индивидуальности: дисс. … к. филол. н. СПб., 2005. 191 с.
  5. Кундаева Н. И. Жанровые тенденции в русской малой импрессионистической прозе первой трети XX века: автореф. дисс. … к. филол. н. Самара, 2013. 23 с.
  6. Луначарский А. В. Собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Художественная литература, 1965. Т. 5. 654 с.
  7. Мартышкина Т. Н. Импрессионистическое мировоззрение в западноевропейской культуре века: истоки, сущность и значение: автореф. дисс. … к. культурологии. Нижневартовск, 2008. 27 с.
  8. Сент-Бёв Ш.-О. Литературные портреты. Критические очерки. М.: Художественная литература, 1970. 582 с.
  9. Софронова Л. А. Маска как прием затрудненной идентификации // Культура сквозь призму идентичности / отв. ред. Л. А. Софронова, Н. М. Филатова. М.: Индрик, 2006. С. 343-359.
  10. Трыков В. П. Французский литературный портрет XIX века. М.: Флинта; Наука, 1999. 358 с.
  11. Эллис (Кобылинский Л. Л.). Русские символисты. Томск: Водолей, 1998. 288 с.
  12. Barrot O., Ory P. La Revue blanche. Histoire, anathologie, portraits. Fin de siècles. P.: Bourgois édituer, 1989. 112 p.
  13. Blaise W.-P. Le critique, la presse et la nation: Rémy de Gourmont au Mercure de France, 1890-1900 // Cahiers de l'Association internationale des études francaises. 2007. № 59. Р. 281-301.
  14. Boyer A. Remy de Gourmont. L’écriture et ses masques. P.: Honoré Champion édituer, 2002. 411 р.
  15. Coulon M. L'enseignement de Remy de Gourmont. P.: Éditions du Siècle, 1925. 215 p.
  16. Escoube P. Remy de Gourmont et son oeuvre. P.: Mercure de France, 1921. 106 р.
  17. Gourmont R. Le Problème du style [Электронный ресурс]. URL: http://obvil.sorbonne-universite.site/corpus/critique/ gourmont_style (дата обращения: 26.09.2018).
  18. Larrat J.-C., Poulouin G. Modernité de Remy de Gourmont. Caen: Presses Universitaires de Caen, 2010. 364 р.
  19. Voivenel P. Remy de Gourmont vu par son médecin. Essai de physiologie littéraire. P.: Éditions du Siècle, 1924. 138 р.

Информация об авторах

Фенко Светлана Александровна

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 сентября 2018.
  • Опубликована: 1 ноября 2018.

Ключевые слова

  • литературный портрет
  • жанр
  • Гурмон
  • импрессионизм
  • импрессионистическая критика
  • «Книга масок»
  • literary portrait
  • genre
  • Gourmont
  • impressionism
  • impressionistic criticism
  • “Le Livre des Masques” (“The Book of Masks”)

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)