ОБУЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЙ СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ФРЕЙМОВОГО ПОДХОДА
Аннотация
В данной статье обобщен материал по применению фреймового подхода в обучении, описаны основные способы использования фреймов при знакомстве с падежами русского языка. Основное внимание акцентируется на том, что внедрение фреймового способа преподнесения материала помогает развитию грамматической компетенции иностранных учащихся при работе со схемой-опорой (формы, значения падежей), способствует развитию речевой (грамматические формы тренируются в речи) и коммуникативной (построение ситуативных высказываний) компетенций в дальнейшем при изучении коммуникативно-ситуативных фреймов.
Источники
- Бондарь М. А. Использование фреймового подхода на уроках математики как условие развития познавательных универсальных учебных действий школьников // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 571-574.
- Гурина Р. В., Соколова Е. Н. Фреймовое представление знаний. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.
- Елина Е. Н., Кузнецова Л. И. Когнитивные основания учебного фреймового словаря. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. 166 с.
- Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. фак-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.
- Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения. М.: Ин-т языкознания РАН, 1997. 560 с.
- Лакофф Дж. Лингвистические гештальты // Новое в зарубежной лингвистике. 1981. № 10. С. 350-368.
- Латышева А. Н. Учебники русского языка и фреймовый подход к обучению инофонов // Мир русского слова. 2004. № 3.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 552 с.
- Манаенко Г. Н. Когнитивная лингвистика: западные теории и российские предтечи // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2002. № 1. С. 56-58.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 151 с.
- Одинцова И. В. «Фрейм» как понятие коммуникативно-когнитивного направления в преподавании русского языка как иностранного. Характеристика сильных и слабых фреймов // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. 2010. № 4. С. 53-60.
- Соколова Е. Е. Теоретические основы и реализация фреймового подхода в обучении: монография: в 2-х ч. Ульяновск: УлГУ, 2008. Ч. I. Гуманитарная область знаний: лингвистика, история. 200 с.
- Тюрина Г. А. Способы организации лексики в учебном словаре (русский язык как иностранный) // Теоретические и прикладные аспекты лингвистики: сборник материалов II международной научно-практической конференции молодых исследователей МГГУ им. М. А. Шолохова. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. С. 230-234.
- Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. 1988. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. С. 52-93.
- Шикунова С. В. Фреймовый подход и его роль в обучении русскому языку инофона // Труды факультета международных отношений - 2010: научный сборник. Мн.: Тесей, 2010. Вып. I. С. 209-213.
- Langacker R. W. Cognitive Grammar. A basic introduction. Oxford: University Рress, 2008. 573 p.
- Rumelhart D. E. Schemata: the building blocks of cognition // Theoretical issues in reading comprehension. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1980. P. 33-38.
- Schank R., Abelson R. Scripts Plans and Knowledge, Advance Papers of Fourth Intern // Joint Conference on Artificial Intelligence. 1975. № 2.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 18 сентября 2018.
- Опубликована: 1 декабря 2018.
Ключевые слова
- падежная система
- фрейм
- подход
- схема
- когнитивные процессы
- системное мышление
- алгоритмы
- иностранные учащиеся
- case system
- frame
- approach
- scheme
- cognitive processes
- system thinking
- algorithms
- foreign students
Copyright
© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»