• Научная статья
  • 15 декабря 2018
  • Открытый доступ

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЛАМЫ В БУРЯТСКОЙ ГЭСЭРИАДЕ

Аннотация

Статья содержит анализ текстов бурятской Гэсэриады, которая в отличие от монгольской версии испытала минимальное влияние со стороны широко распространившегося в монгольском мире буддизма. Сравнительное рассмотрение бурятских улигеров о Гэсэре, в частности, относящихся к унгинской сказительской традиции, позволяет автору статьи проследить трансформацию традиционного для бурятского фольклора мотива оборотничества, связанную с привнесением в него образа буддийского священнослужителя - ламы. Вместе с тем автор статьи приходит к выводу о том, что в своем первичном семантическом наполнении образ ламы в бурятских улигерах о Гэсэре все же является положительным.

Источники

  1. Абай Гэсэр / записано А. А. Бальбуровым от Б. Жатухаева (р. 1891) в апреле 1941 г. в г. Улан-Удэ // Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ЦВРК ИМБТ СО РАН). Инв. № 2510. 102 с. Машинопись.
  2. Абай Гэсэр / сказитель П. М. Тушемилов; науч. зап. Т. М. Болдоновой; пер., вступит. статья и послесловие С. Ш. Чагдурова. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2000. 256 с.
  3. Абай Гэсэр / сказитель П. Петров; зап. И. Н. Мадасона; вступ. ст., подг. текста, пер. и коммент. А. И. Уланова. Улан-Удэ: Бур. комплексный НИИ СО АН СССР, 1960. 314 с.
  4. Абай Гэсэр богдо хан / записано от А. Васильева, предпол. в 30-е - нач. 40-х гг. ХХ в. // ЦВРК ИМБТ СО РАН. Ф. С. П. Балдаева. Без инв. №. 405 с. Машинопись.
  5. Абай Гэсэр хубун / записано С. П. Балдаевым от П. У. Степанова 6 августа 1940 г. в с. Ныгда Аларского района Иркутской области // ЦВРК ИМБТ СО РАН. № 1480. 78 с. Машинопись.
  6. Абай Гэсэр-Хубун (Эхирит. булагат. вариант) / записан Ц. Жамцарано у сказателя Маншута Имегенова; подгот. текста, пер. и примеч. М. П. Хомонова; вступ. ст. А. Уланова; АН СССР. Сиб. отд-е. Бурят. комплекс. НИИ. Улан-Удэ, 1961. 231 с.
  7. Арбан табан наhанда утэлэhэн Гургалдай (Постаревший в 15-летнем возрасте Гургалдай) / записано М. П. Хомоновым от сказителя Б. Барнакова в 1961 г. // ЦВРК ИМБТ СО РАН. Инв. № 2040. Л. 190-258.
  8. Бурчина Д. А. Гэсэриада западных бурят. Новосибирск: Наука, 1990. 449 с.
  9. Бурчина Д. А. Эхирит-булагатские эпические традиции в улигерах Бууры Барнакова // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. Вып. 10. С. 159-165.
  10. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993. 496 с.
  11. Поппе Н. Н. Об отношении бурят-монгольского Гэсэра к монгольской книжной версии // Записки Бурят-Монгольского государственного института языка, литературы и истории. 1941. Вып. 5-6. С. 7-19.
  12. Шаракшинова Н. О. Героический эпос о Гэсэре: учебное пособие для студентов филол. фак. Иркутск, 1969. 348 с.
  13. Lӧrincz L. Die Burjatischen Geser Varianten // Acta orientalia Academae scientiarum hungaricae. Budaрest, 1975. Vol. XXIX. Fasc. 1. Р. 55-91.

Информация об авторах

Аюшеева Эржена Баировна

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 октября 2018.
  • Опубликована: 15 декабря 2018.

Ключевые слова

  • Гэсэриада
  • бурятские варианты Гэсэриады
  • бурятские улигеры
  • буддизм
  • мотив
  • образ ламы
  • найжи
  • Соржо
  • Gesariada
  • Buryat versions of Gesariada
  • Buryat üligers
  • Buddhism
  • motive
  • lama image
  • naiji (guardian)
  • Sorjo

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)