• Научная статья
  • 15 декабря 2018
  • Открытый доступ

РЕЦЕПЦИЯ РОМАНА Т. МАННА «ВОЛШЕБНАЯ ГОРА» В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

Аннотация

Статья посвящена исследованию малоизученной истории рецепции романа Томаса Манна «Волшебная гора», занимающего особое, «промежуточное», положение в его творческом наследии. Рассматриваются разнонаправленные тенденции в изучении «Волшебной горы», преобладающие в отечественном и зарубежном литературоведении XX - начала XXI в.; выявляются релевантные исследовательские лакуны. Особое внимание уделяется жанровому своеобразию романа, а также его психологизму. Делается вывод, что будущее принадлежит исследованиям, в которых эволюция повествовательных форм в романе анализируется в неразрывной связи с динамикой душевной жизни главного героя.

Источники

  1. Аверкина С. Н. Рецепция австрийской литературы эпохи бидермайер в творчестве Томаса Манна: дисс.. д. филол. н. Н. Новгород, 2013. 398 с.
  2. Адмони В. Г., Сильман Т. И. Томас Манн: очерк творчества. Л.: Советский писатель, 1960. 350 с.
  3. Апт С. К. Томас Манн. М.: Молодая гвардия, 1972. 349 с.
  4. Баринова Е. В. Жанровое своеобразие романа Томаса Манна «Волшебная гора» // Куляшовские чтения: материалы международной научно-практической конференции: в 2-х ч. / отв. ред. Л. Килевая. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2010. Ч. 1. С. 275-280.
  5. Днепров В. Д. Интеллектуальный роман Томаса Манна // Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. Л.: Советский писатель, 1980. С. 307-384.
  6. Карельский А. В. От героя к человеку: два века западноевропейской литературы. М.: Советский писатель, 1990. 405 с.
  7. Кургинян М. С. Романы Томаса Манна (формы и метод). М.: Художественная литература, 1975. 336 с.
  8. Лебедева Ю. Н. Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна: дисс.. к. филол. н. М., 2015. 203 с.
  9. Лундберг Е. Г. Путь Томаса Манна // Интернациональная литература. 1936. № 10. С. 110-123.
  10. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 406 с.
  11. Мельник Т. Рождение героя из таинства времени // Манн Т. Волшебная гора. М.: АСТ, 2010. С. 5-22.
  12. Миллер-Будницкая Р. М. Смерть культуры // Манн Т. Собрание сочинений: в 6-ти т. Л.: ГИХЛ, 1935. Т. 1. С. V-XXXII.
  13. Павлова Н. С. Типология немецкого романа (1900-1945): монография. М.: Наука, 1982. 280 c.
  14. Пашигорев В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII-XX веков. Генезис и эволюция: дисс.. д. филол. н. Ростов н/Д, 2005. 333 с.
  15. Петров Д. С. Томас Манн как мыслитель и гуманист: опыт социально-философского анализа: дисс.. к. филос. н. М., 2003. 153 с.
  16. Сучков Б. Л. Томас Манн // Манн Т. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Гослитиздат, 1959. Т. 1. С. 5-62.
  17. Федоров А. А. Томас Манн. Время шедевров. М.: Изд-во Московского университета, 1981. 336 с.
  18. Якушева Г. В. Томас Манн // Литературный процесс в Германии первой половины XX века (ключевые и знаковые фигуры) / отв. ред. В. Д. Седельник и др. М.: ИМЛИ РАН, 2015. С. 318-369.
  19. Abadi E. Erzählerprofil und Erzähltechnik im Roman „Der Zauberberg“. Münster: Lit Verlag, 1998. 240 S.
  20. Dierks M. Studien zu Mythos und Psychologie bei Thomas Mann. Frankfurt a/M: Vittorio Klostermann, 2003. 293 S.
  21. Diersen I. Thomas Mann: episches Werk, Weltanschauung, Leben. Berlin - Weimar: Aufbau-Verlag, 1975. 433 S.
  22. Eloesser A. Thomas Mann. Sein Leben und sein Werk. Berlin: Fischer Verlag, 1925. 207 S.
  23. Heftrich E. Zauberbergmusik. Über Thomas Mann. Frankfurt a/M: Vittorio Klostermann, 1975. 383 S.
  24. Koopmann H. Die Entwicklung des „Intellektuellen Romans“ bei Thomas Mann. Untersuchungen zur Struktur von „Buddenbrooks“, „Königliche Hoheit“ und „Der Zauberberg“. Bonn: Bouvier & Company, 1962. 174 S.
  25. Kristiansen B. Unform - Form - Überform: Thomas Manns „Zauberberg“ und Schopenhauers Metaphysik. København: Akademisk Forlag, 1978. 390 S.
  26. Kurzke H. Thomas Mann. Epoche - Werk - Wirkung. München: C. H. Beck Verlag, 2010. 349 S.
  27. Lehnert H. Thomas Mann. Fiktion, Mythos, Religion. Stuttgart: Kohlhammer, 1965. 267 S.
  28. Moll B. Störenfriede: Poetik der Hybridisierung in Thomas Manns „Zauberberg“. Frankfurt a/M: Vittorio Klostermann, 2015. 288 S.
  29. Neumann M. Ein Bildungsweg in der Retorte. Hans Castorp auf dem Zauberberg // Thomas Mann Jahrbuch 10 / hrsg. Von E. Heftrich, Th. Sprecher. Frankfurt a/M: Vittorio Klostermann, 1997. S. 133-148.
  30. Reiss G. „Allegorisierung“ und moderne Erzählkunst. Eine Studie zum Werk Thomas Manns. München: W. Fink, 1970. 256 S.
  31. Sandt L. Mythos und Symbolik im „Zauberberg“ von Thomas Mann. Bern: P. Haupt, 1979. 365 S.
  32. Scharfschwerdt J. Thomas Mann und der deutsche Bildungsroman. Eine Untersuchung zu den Problemen einer literarischen Tradition. Stuttgart: W. Kohlhammer Verlag, 1967. 284 S.
  33. Schuman W. Zwischen Gestern und Morgen // Kunstwart und Kulturwart. 1925. № 38. S. 201-205.
  34. Selbmann R. Der deutsche Bildungsroman. Stuttgart - Weimar: Metzler, 1994. 204 S.
  35. Weigand H. J. Thomas Mann’s Novel “Der Zauberberg”. A Study. N. Y., 1933. 183 p.
  36. Wysling H. Der Zauberberg // Thomas-Mann-Handbuch / hrsg. von H. Koopmann. Frankfurt a/M: Fischer Taschenbuch Verlag, 2005. S. 397-422.

Информация об авторах

Беляков Дмитрий Александрович

Московский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 октября 2018.
  • Опубликована: 15 декабря 2018.

Ключевые слова

  • Томас Манн
  • манноведение
  • рецепция романа «Волшебная гора»
  • жанровое своеобразие
  • психологизм
  • Thomas Mann
  • Thomas Mann studies
  • reception of the novel “The Magic Mountain”
  • genre originality
  • psychologism

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)