• Научная статья
  • 15 декабря 2018
  • Открытый доступ

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА СЕМЬЯ В КАРТИНЕ МИРА НАРОДОВ БОЛЬШОГО АЛТАЯ (ПО ДАННЫМ КЛОУЗ-ТЕСТИРОВАНИЯ)

Аннотация

В статье изучен фрагмент концептосферы китайского и казахского народов, проживающих на территории Большого Алтая. Функционирование концепта «семья» описано на современном этапе развития языков и культур данных народов. Впервые для реконструкции национальной концептосферы адаптирован и применен метод клоуз-тестирования. На его основе выявлено смысловое наполнение энциклопедической и оценочной зон концепта «семья» в картине мира казахов и китайцев. Национальное восприятие семейных отношений существенно различается у данных народов, проживающих в одном регионе.

Источники

  1. Алтай трансграничный: пути международной интеграции и устойчивого развития / под общ. ред. М. Ю. Шишина. М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации; Центр экологической политики России, 2013. 86 с.
  2. Барышникова Н. Г., Белокурова С. М., Двоежанова Н. Г., Карагодин А. А., Карагодина И. А., Киба О. А. Лингвокультурологическая реконструкция концептосферы народов Большого Алтая (на примере концепта «семья») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (78). Ч. 4. С. 65-69.
  3. Введение в когнитивную лингвистику / отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово: Графика, 2004. Вып. 4. 208 с.
  4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. 290 с.
  5. Воркачев С. Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели // Филологические науки. 2005. № 4. С. 76-83.
  6. Иванова М. Г. Культура как базовое понятие в формировании этнопсихологической компетенции у китайских учащихся при изучении русского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11 (53). Ч. 2. C. 69-73.
  7. Карасик В. И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 2001. С. 3-16.
  8. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток - Запад, 2007. 314 с.
  9. Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как системное образование // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2004. № 1. С. 29-34.
  10. Толстова В. М. Клоуз-тест как средство контроля при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/212095/ (дата обращения: 20.09.2018).

Финансирование

Подготовлено при поддержке гранта РГНФ «Лингвокультурологические подходы в контексте развития трансграничного сотрудничества Большого Алтая» № 17-14-22001.

Информация об авторах

Карагодин Александр Александрович

Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова

Карагодина Инна Андреевна

Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 сентября 2018.
  • Опубликована: 15 декабря 2018.

Ключевые слова

  • Большой Алтай
  • концепт «семья»
  • метод клоуз-тестирования
  • национальная языковая картина мира
  • межкультурная коммуникация
  • Great Altai
  • concept “семья / family”
  • cloze-testing method
  • national linguistic worldview
  • cross-cultural communication

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)