• Научная статья
  • 15 декабря 2018
  • Открытый доступ

САМООРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ АМЕРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация

Целью статьи является функциональный анализ воздействующей публичной речи и выявление роли американской идентичности в дискурсе. Функциональная перспектива экономического дискурса выстраивается в двух типах речевых стратегий: направленных на идентичность как единение и идентичность как отличие от других наций, в том числе врагов. Выявлены соответствующие речевые тактики: тактики позитивной риторики, благодарности, обещания, лести и тактики создания образа врага, угрозы, декларации намерений. Анализ показал, что свойство нелинейности дискурса позволяет ораторам пользоваться смысловыми приращениями (спонтанно возникающими в ходе развития смысловой системы) для достижения своих коммуникативных целей.

Источники

  1. Комиссарова Н. Г., Якупова Д. Р. Оценочность в дискурсе СМИ [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2 (80). Ч. 1. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2018/2-1/22.html (дата обращения: 06.09.2018).
  2. Пономаренко Е. В. О принципах синергетического исследования речевой деятельности // Вопросы филологии. 2007. № 1. С. 14-23.
  3. Пономаренко Е. В. Отношения прагматического комментария в системе функциональных связей английского дискурса [Электронный ресурс] // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 2. URL: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-153-157 (дата обращения: 06.09.2018).
  4. Храмченко Д. С. Planning the Functional Field of Business English Discourse: Linguosynergetic Approach // Вопросы прикладной лингвистики. 2015. № 18. С. 151-163.
  5. Brasoveanu A., Rett J. Evaluativity across adjective and construction types: An experimental study [Электронный ресурс] // Journal of Linguistics. 2018. Vol. 54 № 2. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/journal-of-linguistics/article/ evaluativity-across-adjective-and-construction-types-an-experimental-study/D1E5AA3D622E14D812ABE3600D3864F5 (дата обращения: 06.09.2018).
  6. Cillia R. de, Reisigl M., Wodak R. The discursive construction of national identities // Discourse & Society. 1999. Vol. 10. № 2. P. 149-173.
  7. Guirdham M. Communicating across cultures at work. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2005. 360 p.
  8. Hofstetter S. Measure Phrase Constructions in English, German, and French: The (Non-)Occurrence of Antonyms and Effects of Evaluativity // Quantitative Approaches to Grammar and Grammatical Change: Perspectives from Germanic / ed. by S. Featherston, Y. Versley. Berlin: Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2016. P. 85-112.
  9. Hostetler A. L., Neel M. A. Difficult discourses: How the distances and contours of identities shape challenging moments in political discussions [Электронный ресурс] // The Journal of Social Studies Research. 2018. Vol. 42. Iss. 4. URL: https://doi.org/ 10.1016/j.jssr.2017.11.002 (дата обращения: 06.09.2018).
  10. Khramchenko D. S. Confrontation in Modern American Political Discourse: Linguistic Aspects and Teaching Practice // ICERI2017 Proceedings. Seville: IATED, 2017. P. 2917-2920.
  11. Litvinov A., Vedekhina V. On linguistic tools of customer manipulation in modern advertising // SGEM2018: Proceedings of the 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Science and Arts (Vienna, Austria, 19-21 March, 2018). Vienna: STEF92 Technology, Ltd., 2018. Vol. 5. Science and Society. Iss. 3.1. P. 345-350.
  12. Press Briefing by Treasury Secretary Steven Mnuchin on North Korea Sanctions [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/press-briefing-treasury-secretary-steven-mnuchin-north-korea-sanctions/ (дата обращения: 10.09.2018).
  13. Remarks by Secretary Wilbur L. Ross at the Business Roundtable and the Evening Reception on the Occasion of the Inauguration of Paraguay President-Elect Mario Abdo Benítez [Электронный ресурс]. URL: https://www.commerce. gov/news/secretary-speeches/2018/08/remarks-secretary-wilbur-l-ross-business-roundtable-and-evening (дата обращения: 12.08.2018).
  14. Tomalin B., Nicks M. The World’s Business Cultures and How to Unlock Them. L.: Thorogood, 2007. 270 p.

Информация об авторах

Радюк Александра Владимировна

Российский университет дружбы народов

Литвинов Александр Викторович

Московский государственный психолого-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 октября 2018.
  • Опубликована: 15 декабря 2018.

Ключевые слова

  • экономический дискурс
  • функциональная лингвосинергетика
  • эволюция дискурса
  • речевые стратегии
  • идентичность
  • национальное самосознание
  • economic discourse
  • functional linguosynergetics
  • discourse evolution
  • speech strategies
  • identity
  • national self-identity

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)