• Научная статья
  • 28 декабря 2018
  • Открытый доступ

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В АСПЕКТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАМЕТРА «ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ»

Аннотация

Статья рассматривает вопросы стратегического коммуникативного поведения представителей русской, английской и китайской культур. Целью работы является анализ коммуникативных стратегий и тактик и их вербальной и невербальной реализации в аспекте культурологического параметра «дистанция власти» при взаимодействии асимметричных коммуникантов. Автор приходит к выводу, что коммуникативное поведение собеседников подчиняется правилам распределения власти в обществе. Высокий индекс дистанции власти в культуре приводит к частому использованию стратегии доминирования в паре «вышестоящий - нижестоящий». Высокая частота реализации стратегии кооперации связана с низким индексом дистанции власти в культуре.

Источники

  1. Дом ветра: драма / реж. В. Златопольский. Россия: Третье тысячелетие, 2011.
  2. Дутова Н. В. Гендерные особенности функционирования невербальных компонентов в коммуникативном поведении языковой личности: межкультурный аспект: автореф. дисс. … к. филол. н. Улан-Удэ, 2014. 24 с.
  3. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ; УРСС, 2008. 284 с.
  4. Карасик В. И. Язык социального статуса. М.: Институт языкознания АН СССР; Волгоградский педагогический институт, 1991. 495 с.
  5. Кузьменкова Ю. Б. От традиций культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян. М.: Сказочная дорога, 2014. 320 с.
  6. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия: переводы / общ. ред. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. С. 126-170.
  7. Шкуратова Е. А. Коммуникативные стратегии и тактики передачи сообщений о военном конфликте // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т. 2. № 2 (54). С. 204-209.
  8. Argyle M., Salter V., Nicholson H., Williams M., Burgess P. The Communication of Inferior and Superior Attitudes by Verbal and Nonverbal Signals // The Psychosociology of Language / ed. by S. Moscovici. Chicago: Markham, 1972. P. 54-65.
  9. Brown P., Levinson S. Politeness: Some universals in language usage. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 345 p.
  10. Cardon P. W. A Model of Face Practices in Chinese Business Culture: Implications for Western Businesspersons // Thunderbird International Business Review. 2009. Vol. 51. № 1. P. 19-36.
  11. Chen Wen Juan. A Narrative Inquiry into Intercultural Communication. Beijing: National Defense Industry Press, 2012. 388 p.
  12. Hall T. E. The Silent Language. Westpoint: Greenwood Press Publishers, 1959. 257 p.
  13. Hofstede G. Cultures and Organizations: Intercultural Cooperation and Its Importance for Survival. L.: Profile Books, Ltd., 2003. 113 p.
  14. Hofstede G. Why is culture so important? [Электронный ресурс]. URL: http://www.geerthofstede.com (дата обращения: 15.10.2018).
  15. Mehrabian A. Communication without Words // Vito J. A. de. Communication: Concepts and Processes. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1976. P. 99-106.
  16. Pollyanna: drama / producer S. Harding. United Kingdom: Carlton Productions, Ltd., 2003.
  17. Wardhaugh R. How Conversation Works. Oxford: Blackwell, 1985. 230 p.
  18. Yongqiang LIU. A Paradigm for Business Communication across Cultures: Theoretical Highlights for Practice. Beijing: Tsinghua University Press, 2015. 339 р.
  19. 周杰倫 不能说的秘密 (Секрет) / реж. Джей Чоу. Гонконг: Avex Asia, 2007.

Информация об авторах

Дутова Наталья Валерьевна

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 октября 2018.
  • Опубликована: 28 декабря 2018.

Ключевые слова

  • дистанция власти
  • коммуникативные стратегии и тактики
  • вербальные и невербальные средства
  • русская, английская, китайская культуры
  • социальная иерархия
  • вышестоящий
  • нижестоящий
  • distance of power
  • communicative strategies and tactics
  • verbal and non-verbal means
  • Russian, English, Chinese cultures
  • social hierarchy
  • the superior
  • the inferior

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)