• Научная статья
  • 10 января 2019
  • Открытый доступ

ДИХОТОМИЯ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОЙ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ (РАССКАЗ И. А. БУНИНА «НАТАЛИ»)

Аннотация

В статье выявлены и проанализированы психологические детали, мотивы, которые создают образ единой, но дихотомически раздвоенной идеальной героини Бунина, «оксюморонной» в своей природе. В работе показано, что психологическая сложность образа героини-женщины бросает свой отблеск на личность героя-мужчины, обнаруживая невозможность достижения им идеала, стремление, не совпадающее с достижением. Бунин обнажает психологическую природу жизненной (бытийной) антиномии, проявляющейся в любви, познание которой сопровождает взросление молодого персонажа, приводя наррацию к двум - несовпадающим - точкам зрения героя-повествователя и героя - действующего лица.

Источники

  1. Анисимова Е. Е. «Душа морозная Светланы - в мечтах таинственной игры»: эстетические и биографические коды Жуковского в рассказе Бунина «Натали» // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2 (14). С. 78-84.
  2. Байцак М. С. Роль экфрасиса в книге И. А. Бунина «Темные аллеи» (на примере рассказа «Натали») // Творческое наследие И. А. Бунина: традиции и новаторство: мат-лы Международной научной конференции, посвященной 135-летию со дня рождения И. А. Бунина (г. Орел, 24-25 апреля 2005 г.). Орел: ОГУ, 2005. С. 188-190.
  3. Благасова Г. М., Колесникова Л. С. Роль красок, звуков, запахов в книге И. А. Бунина «Тёмные аллеи» // Актуальные проблемы изучения литературы на перекрёстке эпох: сб. науч. статей. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. C. 165-168.
  4. Богданова О. В. Феноменология любви: «Натали» И. А. Бунина // Богданова О. В. Современный взгляд на русскую литературу ХIХ - середины ХХ века. СПб.: Береста, 2017. С. 491-511.
  5. Бунин И. А. Дневники. 1881-1953 // Бунин И. А. Полное собрание сочинений: в 13-ти т. М.: Воскресенье, 2006. Т. 9. 592 с.
  6. Бунин И. А. Происхождение моих рассказов // Бунин И. А. Собрание сочинений: в 9-ти т. / подг. текста и прим. О. Н. Михайлова. М.: Художественная лит-ра, 1967. Т. 9. Освобождение Толстого. О Чехове. Избранные биографические материалы, воспоминания, статьи. 622 с.
  7. Бунин И. А. Собрание сочинений: в 9-ти т. / под общ. ред. А. С. Мясникова, Б. С. Рюрикова, А. Т. Твардовского. М.: Художественная лит-ра, 1966. Т. 7. Темные аллеи. Рассказы 1931-1952. 193 с.
  8. Егорова О. Г. Единство в многообразии: о книге И. Бунина «Тёмные аллеи»: монография. Астрахань: Астраханский педагогический институт, 2002. 143 с.
  9. Ерёмина О. Концепция любви в рассказах И. А. Бунина // Литература. 2003. № 41. С. 9-15.
  10. Закуренко А. Ю. Христианские инварианты в структурной форме русской литературы конца ХIХ - конца ХХ века: дисс. … к. филол. н. М., 2017. 198 с.
  11. Красильников Р. Л. Танатологические мотивы в художественном творчестве: эстетический аспект. М. - Вологда: Граффити, 2010. 160 с.
  12. Лозюк Н. Ю. Композиционный ритм в новеллах И. А. Бунина («Темные аллеи»): автореф. дисc. … к. филол. н. Новосибирск, 2009. 18 с.
  13. Марченко Т. В. Переписать классику в эпоху модернизма (о поэтике и стиле рассказа Бунина «Натали») // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2010. Т. 69. № 2. С. 25-42.
  14. Хазан В. Эротические функции одежды в цикле рассказов И. Бунина «Тёмные аллеи» // Русская литература ХХ века в контексте европейской культуры: сборник статей. Таллинн: Humaniora, 1998. С. 119-135.

Информация об авторах

Богданова Ольга Владимировна

Санкт-Петербургский государственный университет

Лю Цзыюань

Дальневосточный федеральный университет; Университет Цзямусы

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 ноября 2018.
  • Опубликована: 10 января 2019.

Ключевые слова

  • И. А. Бунин
  • цикл «Темные аллеи»
  • рассказ «Натали»
  • система персонажей
  • дихотомия образа женского персонажа
  • тип нарратора
  • Ivan Bunin
  • cycle “Dark Alleys”
  • story “Natalie”
  • system of characters
  • dichotomy of heroine’s image
  • type of narrator

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)