• Научная статья
  • 10 февраля 2019
  • Открытый доступ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ГОЛОСОВОЙ ПОМОЩНИК АЛИСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (УРОВЕНЬ А1)

Аннотация

Данная статья - одна из первых попыток описания дидактического потенциала российского виртуального голосового помощника Алисы (компании «Яндекс») для уроков русского языка как иностранного (РКИ). В настоящем исследовании подробно представлены преимущества использования российского голосового помощника Алисы, коммуникативные возможности данного интеллектуального ассистента для уроков РКИ. В работе проводится краткий анализ возможностей аналоговых зарубежных программ, управляемых голосом, на основе чего выявляются и обосновываются преимущества отечественной разработки для методики обучения РКИ. Авторы также описывают разработанную ими систему заданий «Разговоры с Алисой» для начального этапа обучения языку (уровень А1) и результаты апробации данной системы заданий в иностранной аудитории учащихся Российского университета дружбы народов.

Источники

  1. Алиса, ваш голосовой помощник [Электронный ресурс] // Яндекс.Ассистент. URL: https://yandex.ru/support/alice/ (дата обращения: 15.12.2018).
  2. Колесникова Д. С., Рудниченко А. К., Верещагина Е. А., Фоминова Е. Р. Применение современных технологий распознавания речи при создании лингвистического тренажера для повышения уровня языковой компетенции в сфере межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. 2017. Т. 9. № 6. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/20TVN617.pdf (дата обращения: 15.12.2018).
  3. Представляем голосового помощника Алису [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/blog/company/alisa (дата обращения: 15.12.2018).
  4. Руденко-Моргун О. И., Архангельская А. Л., Аль-Кайси А. Н. Учим русский самостоятельно и на уроке: вводный фонетико-грамматический курс. М.: РУДН, 2019. 197 с.
  5. Руденко-Моргун О. И., Архангельская А. Л., Аль-Кайси А. Н., Апакина Л. Вводный фонетико-грамматический курс [Электронный ресурс]. URL: http://lab-rus.ru (дата обращения: 15.12.2018).
  6. Тележинская Е. Л., Дударева О. Б. Мобильное образование - инструмент современного педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 2 (27). С. 88-94.
  7. IMB Shoebox [Электронный ресурс] // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/IBM_Shoebox (дата обращения: 15.12.2018).
  8. Nordrum A. CES 2017: the year of voice recognition [Электронный ресурс]. URL: http://spectrum.ieee.org/tech-talk/consumer-electronics/gadgets/ces-2017-the-year-of-voice-recognition (дата обращения: 15.12.2018).
  9. SpeechKit - речевые технологии Яндекса [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/company/technologies/ speech_technologies/ (дата обращения: 15.12.2018).
  10. Underwood J. Exploring AI language assistants with primary EFL students [Электронный ресурс]. URL: https://files.eric.ed. gov/fulltext/ED578302.pdf (дата обращения: 15.12.2018).

Информация об авторах

Аль-Кайси Алиса Назаровна

Российский университет дружбы народов

Архангельская Алла Леонидовна

Российский университет дружбы народов

Руденко-Моргун Ольга Ивановна

Российский университет дружбы народов

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 ноября 2018.
  • Опубликована: 10 февраля 2019.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный (уровень А1)
  • интеллектуальные голосовые помощники (ассистенты)
  • голосовой помощник Алиса компании «Яндекс»
  • голосовой помощник Сири компании “Apple”
  • система коммуникативных заданий
  • Russian as a foreign language (level A1)
  • intelligent voice assistants
  • voice assistant Alice of Yandex company
  • voice assistant Siri of Apple company
  • system of communicative tasks

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)