• Научная статья
  • 10 марта 2019
  • Открытый доступ

МЕСТОИМЕНИЯ КАК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ТЕРМИНОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)

Аннотация

В статье рассматривается функционирование местоимений как элементов в образовании терминов в немецком языке. Возможность использования конструкций такого рода проиллюстрирована на примерах текстов по гуманитарным наукам - языкознанию, литературоведению, философии и психологии. Отмечаются сходства и различия в значении одинаковых местоименных словообразовательных элементов в зависимости от принадлежности термина к той или иной научной сфере. В словообразовании имён существительных используются в основном личные местоимения и указательное местоимение selbst. Материалом послужили научные и отдельные научно-популярные публикации соответствующей тематики на немецком языке.

Источники

  1. Мельгунова А. В. Личные местоимения в системе словообразования немецкого языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64). Ч. 2. С. 124-127.
  2. Мельгунова А. В. Указательное местоимение selbst «сам» и его синонимы в немецком словообразовании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 10 (88). Ч. 2. С. 317-321.
  3. Нефёдов С. Т. Автореференция в научном лингвистическом дискурсе // XLIII Международная филологическая конференция. Избранные труды. СПб.: СПбГУ, 2015. С. 313-320.
  4. Нефёдов С. Т. Теоретическая грамматика немецкого языка. Морфология. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2018. 354 с.
  5. Улиш Г., Гюгольд Б., Уварова Л. Ю., Гапонова И. А. Приветствие и обращение в немецком языке. Grüßen und Anreden im Deutschen. М.: НВИ-Тезаурус, 2001. 60 с.
  6. Bauer M. Romantheorie und Erzӓhlforschung. Weimar: Verlag J. B. Metzler Stuttgart, 2005. 253 S.
  7. Besch W. Duzen, Siezen, Titulieren. Zur Anrede im Deutschen heute und gestern. Göttingen: Vanderhoeck & Ruprecht, 1996. 142 S.
  8. Brinker-Gabler G. Metamorphosen des Subjekts. Autobiographie, Textualität und Erinnerung // Autobiographien von Frauen. Beiträge zu ihrer Geschichte. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1996. S. 393-404.
  9. Fleischer W., Barz I. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache. Göttingen: Walter de Gruyter, 2012. 484 S.
  10. Forderer Chr. Ich-Eklipsen. Doppelgänger in der Literatur seit 1800. Stuttgart - Weimar: Verlag J. B. Metzler, 1999. 284 S.
  11. Freud S. Gesammelte Werke: in 18 Bänden. L.: Imago, 1944. Bd. 15. Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse. 206 S.
  12. Gesing Fr. Kreativ schreiben. Handwerk und Techniken des Erzӓhlens. Köln: Du Mont, 2008. 261 S.
  13. Jahraus O. Die 101 wichtigsten Fragen. Deutsche Literatur. München: Verlag C. H. Beck, 2013. 190 S.
  14. Kresta R. Realisierungsformen der Interpersonalitӓt in vier linguistischen Fachtextsorten des Englischen und des Deutschen. Frankfurt am Main: Lang, 1995. 406 S.
  15. Kretzenbacher H. L. Wie durchsichtig ist die Sprache der Wissenschaften? // Linguistik der Wissenschaftssprache / hrsg. von H. L. Kretzenbacher, H. Weinrich. Berlin - N. Y.: De Gruyter, 1995. S. 15-39.
  16. Lahn S., Meister J. Ch. Einführung in die Erzӓhltextanalyse. Weimar: Verlag J. B. Metzler, 2013. 311 S.
  17. Lieder M. Wir sind gekommen, um uns zu beschweren // Philosophie. 2018. № 6. S. 82-83.
  18. Markwardt N. Das vermeintlich Gute, das Böses schafft // Philosophie. Sonderausgabe. 2018. № 11. S. 54-55.
  19. Massud A.-H. Individualismus und Kollektivismus im Deutschen und im Arabischen überdenken - eine Analyse am Beispiel der pronominalen Selbstreferenz “ich” und “wir” in argumentativen Texten // Sprach- und Textkulturen - interkulturelle und vergleichende Konzepte. Beiträge zur interkulturellen Germanistik. Tübingen: Narr Francke Attempto Verlag, 2018. Bd. 11. S. 197-223.
  20. Nefedov S. Fachsprache “Linguistik” in der universitären Kommunikation: explizite und implizite Autorisierung sprachwissenschaftlicher Texte // Alman Dili ve Edebiyatı Dergisi. 2014. Bd. 32. № 2. S. 17-34.
  21. Neuhӓuser Chr. Wir brauchen eine Unter- und eine Obergrenze // Hohe Luft. 2018. № 6. S. 57-61.
  22. Prak-Derrington E. Der besondere Einsatz der sprachlichen Mittel im literarischen Erzähltext. Das Beispiel der Personalpronomen // Handbuch Sprache in der Literatur. Berlin - Boston: Walter de Gruyter, 2017. Bd. 17. S. 126-139.
  23. Precht R. D. Wer bin ich - und wenn ja, wie viele? Eine philosophische Reise. München: Goldmann Verlag, 2012. 400 S.
  24. Retzer A. Es gibt keine Probleme, es gibt Tatsachen // Psychologie heute. 2016. № 8. S. 70-74.
  25. Roelcke Th. Fachsprachen. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2010. 270 S.
  26. Schmid W. Selbstfreundschaft. Wie das Leben leichter wird. Berlin: Insel Verlag, 2018. 126 S.
  27. Schönberger B. Ordnung ins Chaos bringen. Das innere Team in Beratung und Therapie // Psychologie heute. 2013. № 11. S. 26-30.
  28. Schützenhofer L. Der Umgang mit Konflikten lӓsst sich lernen // Psychologie heute. 2016. № 8. S. 24-27.
  29. Steiner F. Dargestellte Autorschaft: Autorkonzept und Autorsubjekt in wissenschaftlichen Texten. Tübingen: Niemeyer, 2009. 279 S.
  30. Weinrich H. Sprache, das heißt Sprachen. Tübingen: Narr, 2006. 412 S.
  31. Wilhelm K. Warum wir Menschen auf den Sockel stellen // Psychologie heute. 2015. № 5. S. 32-35.

Финансирование

Исследование выполнено в результате стажировки в Грайфсвальдском университете по программе межвузовского обмена, реализуемой в рамках международных соглашений СПбГУ.

Информация об авторах

Мельгунова Анна Владиславовна

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 декабря 2018.
  • Опубликована: 10 марта 2019.

Ключевые слова

  • словообразование немецкого языка
  • словосложение
  • местоимения
  • терминология
  • гуманитарные науки
  • имя существительное
  • word formation of the German language
  • word composition
  • pronouns
  • terminology
  • the humanities
  • noun

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)