• Научная статья
  • 13 мая 2019
  • Открытый доступ

КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА СКАЗОЧНОЙ АЛЛЮЗИИ С КОМПОНЕНТОМ «ЗОЛУШКА» (CINDERELLA): СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ КОРПУСНОГО ПОДХОДА

Аннотация

Настоящее исследование направлено на сопоставительное изучение функционирования сказочной аллюзии в речи носителей русского и американского английского языков. Целью работы являются рассмотрение национально специфических компонентов когнитивной структуры аллюзии с компонентом «Золушка» (Cinderella) и описание особенностей языковой картины мира, влияющих на кодирование и декодирование образа. Проанализированные в статье фреймы и суб-фреймы, составляющие структуру данной аллюзии, обнаружили полярно различные ассоциативные связи, актуализируемые при ее использовании, и, соответственно, различную мотивацию употребления аллюзии, основанной на этом сравнении.

Источники

  1. Богатырёва Ж. В., Зимина Н. Ю. Сказка как феномен культуры // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 293-294.
  2. Болдырев Н. Н. Когнитивная лингвистика. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2016. 251 с.
  3. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18-36.
  4. Ватутина Е. Н. Сказочные аллюзии и их употребление в англоязычной литературе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004. № 1. С. 62-64.
  5. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гнозис, 2003. 288 с.
  6. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 3-е, стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2003. 264 с.
  7. Коваленко Е. Н. Когнитивные аспекты сказочной аллюзии: дисс. … к. филол. н. Томск, 2009. 180 с.
  8. Методы когнитивного анализа семантики слова: компьютерно-корпусный подход / под общ. ред. В. И. Заботкиной. М.: Языки славянской культуры, 2015. 344 с.
  9. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика: учебное издание. М.: АСТ; Восток - Запад, 2007. 314 с.
  10. Цыренова А. Б. Репрезентация концепта “falstaff” в английской литературе XIX-XX вв. // Альманах современной науки и образования. 2009. № 2 (21). Ч. 1. C. 159-161.
  11. Яшина М. Приемы и методы исследования культурно-маркированной лексики [Электронный ресурс]. URL: https://istina. msu.ru/download/2088371/1gHyDl:Gx4uRlNC6mxiaOTXJMDIiJaexgI/ (дата обращения: 17.03.20019).
  12. http://www.ruscorpora.ru/ (дата обращения: 25.03.2019).
  13. https://www.english-corpora.org/coca/ (дата обращения: 25.03.2019).

Информация об авторах

Селиверстова Оксана Александровна

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 марта 2019.
  • Опубликована: 13 мая 2019.

Ключевые слова

  • сказочная аллюзия
  • языковая картина мира
  • когнитивная модель
  • когнитивный контекст
  • фрейм
  • fairy-tale allusion
  • linguistic worldview
  • cognitive model
  • cognitive context
  • frame

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)