• Научная статья
  • 10 июля 2019
  • Открытый доступ

СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТА ПОВЕСТВОВАНИЯ В «ДАРЕ» В. В. НАБОКОВА

Аннотация

В статье обосновывается гипотеза о том, что в романе В. В. Набокова «Дар» повествование построено вокруг единой повествовательной инстанции («рассказчик-повествователь»), которая формально-грамматически расщепляется на рассказчика и повествователя в собственном смысле слова. Это подтверждается реальной последовательностью появления инстанций рассказчика и повествователя в «Даре», а также структурными, тематическими и содержательными особенностями романа. С учетом этого вывода предлагается осмыслять переключение между рассказчиком и повествователем событийно, как объективацию и субъективацию повествования.

Источники

  1. Апресян Ю. Д. Роман «Дар» в космосе Владимира Набокова // Апресян Ю. Д. Избранные труды: в 2-х т. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. С. 651-694.
  2. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 208 с.
  3. Грейсон Дж. Метаморфозы «Дара» // Набоков: pro et contra / сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина; комментарии Е. Белодубровского, Г. Левинтона, М. Маликовой, В. Новикова; библиогр. М. Маликовой. СПб.: РХГИ, 1997. С. 590-635.
  4. Давыдов С. С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб.: Кирцидели, 2004. 158 с.
  5. Зусева В. Б. Жанровая структура романа В. Набокова «Дар» [Электронный ресурс]. URL: http://slovorggu.ru/nfv2007_ 2_5_pdf/09Zuseva.pdf (дата обращения: 19.04.2019).
  6. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / под общ. ред. Н. Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 688 с.
  7. Левин Ю. И. О «Даре» // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 287-322.
  8. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма: художественная философия творчества в «Даре» Набокова // Вопросы литературы. 1994. № 3. С. 72-95.
  9. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. 1600 стб.
  10. Набоков В. В. Собрание сочинений русского периода: в 5-ти т. / сост. Н. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2002. Т. 4. Приглашение на казнь. Дар. Рассказы. Эссе. Рецензии. 784 с.
  11. Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. М.: Пенаты, 1995. 562 с.
  12. Осьмухина О. Ю. Маска в культурно-художественном сознании российского зарубежья 1920-1930-х гг. (на материале творчества В. В. Набокова): автореф. дисс. … к. культурологии. Саранск, 2000. 18 с.
  13. Осьмухина О. Ю. Русская литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе ХХ столетия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. 288 с.
  14. Стрельникова Л. Ю. Поэзия как свободная игра вымысла в романе В. В. Набокова «Дар» // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 4. С. 123-130.
  15. Blackwell S. H. Zina’s paradox: The figured reader in Nabokov’s “Gift”. N. Y.: Peter Lang, 2000. 215 p.
  16. Leving Y. Keys to “The Gift”: A Guide to Nabokov’s Novel. Boston: Academic Studies Press, 2011. XVII+534 p.
  17. Nabokov V. The Gift / transl. from Russian by M. Scammel with the collab. of the author. L.: Weidenfeld and Nicolson, 1963. 346 p.

Информация об авторах

Клецкая Светлана Ильинична

Южный федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 апреля 2019.
  • Опубликована: 10 июля 2019.

Ключевые слова

  • Владимир Набоков
  • «Дар»
  • нарративная структура
  • повествователь
  • рассказчик
  • Vladimir Nabokov
  • “The Gift”
  • narrative structure
  • narrator
  • storyteller

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)