• Научная статья
  • 19 августа 2019
  • Открытый доступ

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЕКАТЕРИНЫ МАСЛОВОЙ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ»: ОТ ПАДШЕЙ ЖЕНЩИНЫ ДО «ОЧЕЛОВЕЧЕННОГО» ХРИСТА

Аннотация

В статье исследуется образ Екатерины Масловой в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» исходя из предположения, что замысел писателя изменялся в течение десяти лет работы над текстом. Впервые показывается на примере сопоставления рукописей с окончательной редакцией романа, что задуманный писателем образ Масловой на ранней стадии работы над «Воскресением» сильно контрастирует с образом героини в завершенном произведении, эволюционируя от неестественного и некрасивого к естественному и привлекательному. В связи с участившимися призывами к православной церкви «реабилитировать» Толстого интерпретация образа Масловой (символические и аллегорические соотнесения ее образа с образом Христа, как его понимал писатель) обретает актуальность, так как доказывает тезисы прозаика, которые составляли основу его понимания Бога и причину отпадения от православия.

Источники

  1. Амирханян А. М. Христианский контекст добродетели в романе Н. Н. Толстого «Воскресение» [Электронный ресурс] // Альманах современной науки и образования. 2012. № 2 (9). Ч. 3. C. 9-14. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_ 1993-5552_2008_2-3_01.pdf (дата обращения: 26.12.2018).
  2. Андреева В. Г. О нескольких центральных антитезах в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2012. № 4. С. 114-117.
  3. Виноградова О. Н. Жанр романа Л. Н. Толстого «Воскресение»: «закодированное» авторское евангелие // Человек и современный мир. 2018. № 11 (24). С. 224-255.
  4. Дунаев М. М. Православие и русская литература: в 6-ти ч. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Христианская литература, 2003. Ч. 4. 784 с.
  5. Журина О. В. Роман «Воскресение» в контексте творчества позднего Л. Н. Толстого: картина мира и ее воплощение: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2003. 24 с.
  6. Масолова Е. А. Антропонимы в романе Толстого «Воскресение» // Культура и текст. 2018. № 3 (34). С. 7-21.
  7. Масолова Е. А. Христианский реализм художественной прозы позднего Толстого: народные рассказы и роман «Воскресение» [Электронный ресурс] // Культура и текст. 2018. № 1 (32). С. 7-27. URL: http://www.ct.uni-altai.ru/wp-content/uploads/2018/03/Masolova_2018_1.pdf (дата обращения: 26.12.2018).
  8. Матвеева И. Ю. Воспоминание в художественной системе романа Л. Н. Толстого «Воскресение»: дисс. … к. филол. н. СПб., 2002. 239 с.
  9. Тарасов А. Б. Какую правду проповедовал Толстой? // Литература в школе. 2003. № 3. С. 12-18.
  10. Толстой И. Л. Мои воспоминания / вступ. ст. С. А. Розановой; прим. О. А. Голиненко, Б. М. Шумовой. М.: Правда, 1987. 464 с.
  11. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений [Электронный ресурс]: в 90-та т. URL: http://tolstoy.ru/creativity/ 90-volume-collection-of-the-works/ (дата обращения: 26.12.2018).
  12. Шевцова Д. М. Функционирование библейских эпиграфов в художественной структуре романов Л. Н. Толстого («Анна Каренина», «Воскресение») и Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы»): дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 1997. 201 с.

Информация об авторах

Виноградова Оксана Николаевна

Вологодский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 июня 2019.
  • Опубликована: 19 августа 2019.

Ключевые слова

  • Л. Н. Толстой
  • «Воскресение»
  • образ Екатерины Масловой
  • образ Христа
  • тезисы
  • L. N. Tolstoy
  • “Resurrection”
  • Ekaterina Maslova’s image
  • Christ’s image
  • postulates

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)