• Научная статья
  • 19 августа 2019
  • Открытый доступ

КОНЦЕПТ «КРАСОТА» В РАССКАЗЕ Ю. В. БУЙДЫ «ЛА ТУНЬ»

Аннотация

В статье исследуется концептуализация эстетического понятия «красота» на материале рассказа известного современного прозаика, лауреата престижных литературных премий Юрия Васильевича Буйды «Ла Тунь». Выявлены, во-первых, авторские способы, формирующие онтологическое и аксиологическое звучание идеи красоты (мифологическая символика и фольклорная атрибуция); во-вторых, специфика ее образной репрезентации (прекрасная китаянка Ла Тунь как эталон красоты); семантическая структура эстетической константы (смысловое ядро - категория «прекрасное» - и периферийные составляющие, представленные деталями). Концепт «красота» создается через культурную рефлексию в контексте человеческого существования, в котором частная жизнь оказывается элементом бытия в целом. Экзистенциальный опыт переживания маргинальными героями идеала карнавализируется автором посредством принципа амбивалентности. В результате возникающая оппозиция «реальное - иллюзорное» приобретает онтологическое значение. Буйда конструирует образ латунной красоты как ложной гармонии в противовес утвердившемуся пониманию красоты, выраженной в формуле «золотого сечения».

Источники

  1. Безрукавая М. В. Проза Ю. Буйды: герой в пространстве эстетического понимания жизни // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6. Ч. 2. С. 236-240.
  2. Бологова М. А. Поэтика русской прозы 1990-2000-х годов: дисс. … д. филол. н. Новосибирск, 2013. 435 с.
  3. Буйда Ю. В. Жунгли. М.: Эксмо, 2010. 384 с.
  4. Гаврилова М. В., Дмитровская М. А. Мифопоэтика рассказа Ю. Буйды «Все проплывающие» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Филология, педагогика, психология». 2012. Вып. 8. С. 152-157.
  5. Дедюхина О. В. Реминисценции Ф. М. Достоевского в рассказе Ю. В. Буйды «Климс» // Вестник Северо-Восточного федерального университета. 2019. № 1. С 81-90.
  6. Дмитровская М. А., Дегтяренко К. А. Гипербола, комическое и гротеск в книге рассказов Ю. Буйды «Прусская невеста» // Слово.ру: Балтийский акцент. 2013. Т. 4. № 4. С. 30-42.
  7. Достоевский Ф. М. Записки из подполья [Электронный ресурс]. URL: https://ilibrary.ru/text/9/p.9/index.html (дата обращения: 01.07.2019).
  8. Иванова И. К. Нарративный дискурс в творчестве г. Грасса и Ю. Буйды // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2017. № 3 (95). Ч. 2. С. 59-65.
  9. Копырина Е. В. Интертекстуальность в творчестве Ю. Буйды: взаимодействие претекстов и их языковые маркеры в рассказе «Красная столовая» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Филология, педагогика, психология». 2009. Вып. 8. С. 30-35.
  10. Прохорова Т. Г. Особенности художественной интерпретации темы Смуты в малой прозе Юрия Буйды (на материале рассказа «Смерть элефанта») // Филология и культура. 2015. № 2 (40). С. 231-235.
  11. Сорокина Т. В. Интертекстуальные стратегии Ю. Буйды (по рассказу «Ство (Прозрения Германа Непары)») // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. Кн. 2. С. 113-124.
  12. Черноусова И. П. Формула красоты в русских волшебных сказках и былинах // Русская речь. 2012. № 1. С. 93-99.

Информация об авторах

Сизых Оксана Васильевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 июня 2019.
  • Опубликована: 19 августа 2019.

Ключевые слова

  • современная русская проза
  • рассказ
  • Буйда
  • концепт
  • красота
  • модель мира
  • идеал
  • modern Russian prose
  • story
  • Buida
  • concept
  • beauty
  • world model
  • ideal

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)