• Научная статья
  • 10 сентября 2019
  • Открытый доступ

СИНЕСТЕЗИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Аннотация

Статья посвящена феномену эстетической синестезии во французском искусствоведческом дискурсе. В работе рассматриваются различные понятия синестезии, также представлены наглядные примеры применения эстетической синестезии в искусствоведческом дискурсе. Обращение к франкоязычному искусствоведческому дискурсу позволяет выявить внутриязыковую специфичность синестетических сочетаний. С помощью метода компонентного анализа установлены основные группы искусствоведческих терминов французского языка, являющихся часто встречающимися ядерными компонентами синестетических сочетаний. В ходе исследования франкоязычного материала была составлена классификация по видам ощущений и восприятий периферийных модальностей синестетических сочетаний.

Источники

  1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 446 с.
  2. Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 243 с.
  3. Григоренко И. Н. Текст как пространство реализации смысла и когниции (на материале текстов по изобразительному искусству на русском и английском языках): автореф. дисс. … д. филол. н. Краснодар, 2002. 48 с.
  4. Елина Е. А. Вербальные интерпретации живописи: монография. Саратов: Наука, 2016. 238 с.
  5. Каменский А. А. Вернисажи. М.: Советский художник, 1974. 525 с.
  6. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
  7. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ustanovkah-kognitivnoy-nauki-i-aktualnyh-problemah-kognitivnoy-lingvistiki-1 (дата обращения: 02.08.2018).
  8. Лотман Ю. М. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 3. С. 326-388.
  9. Прокофьева Л. П. Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты: дисс. … д. филол. н. Саратов, 2009. 442 с.
  10. Прокофьева Л. П. Синестезия в современной научной парадигме // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». 2010. Т. 10. № 1. С. 3-10.
  11. Фадеева Г. М. Искусствоведческий дискурс с позиции концепции М. Юнга [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 639. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17876830 (дата обращения: 30.03.2018).
  12. Arasse D. L’Homme en perspective. Les primitifs d’Italie. Édition Hasane. P., 2008. 336 p.
  13. Bona D. Les Rouart: De l’impressionisme au réalisme magique: Catalogue de l’exposition, Musée des Beaux-Arts de Nancy, du 7 november 2014 au 23 février 2015, ainsi qu’au Centre d’Art et d’exposition de la Ferme Ornée, propriété Caillebotte à Yerres (Essone) du 28 mars au 5 juillet 2015. P.: Gallimard, 2014. 167 p.
  14. Cytowic R. E. Synesthesia: A union of the senses. Second edition. Cambridge - Massachusetts - L.: MIT Press, 2014. 425 p.
  15. Day S. A. Synaesthetic Metaphors in English: a PhD thesis. Perdue University Graduate School, 1995. 189 p.
  16. Maubert F. Conversation avec Francis Bacon. Mille et une nuits. P., 2009. 110 p.
  17. Tsur R. Playing by Ear and the Tip of the Tongue: Precategorical Information in Poetry. Amsterdam: John Benjamins, 2012. 310 p.
  18. Winter B. The Sensory Structure of the English Lexicon: a PhD dissertation. Merced, 2016. 215 p.

Информация об авторах

Агапова Ольга Владиславовна

Московское высшее общевойсковое командное училище

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 июля 2019.
  • Опубликована: 10 сентября 2019.

Ключевые слова

  • синестезия
  • эстетическая синестезия
  • интермодальные ощущения
  • базовые и периферийные типы ощущений
  • искусствоведческий дискурс
  • synesthesia
  • esthetic synesthesia
  • inter-modal perceptions
  • basic and peripheral perceptions
  • fine art discourse

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)