СИНЕСТЕЗИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация
Статья посвящена феномену эстетической синестезии во французском искусствоведческом дискурсе. В работе рассматриваются различные понятия синестезии, также представлены наглядные примеры применения эстетической синестезии в искусствоведческом дискурсе. Обращение к франкоязычному искусствоведческому дискурсу позволяет выявить внутриязыковую специфичность синестетических сочетаний. С помощью метода компонентного анализа установлены основные группы искусствоведческих терминов французского языка, являющихся часто встречающимися ядерными компонентами синестетических сочетаний. В ходе исследования франкоязычного материала была составлена классификация по видам ощущений и восприятий периферийных модальностей синестетических сочетаний.
Источники
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 446 с.
- Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 243 с.
- Григоренко И. Н. Текст как пространство реализации смысла и когниции (на материале текстов по изобразительному искусству на русском и английском языках): автореф. дисс. … д. филол. н. Краснодар, 2002. 48 с.
- Елина Е. А. Вербальные интерпретации живописи: монография. Саратов: Наука, 2016. 238 с.
- Каменский А. А. Вернисажи. М.: Советский художник, 1974. 525 с.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
- Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ustanovkah-kognitivnoy-nauki-i-aktualnyh-problemah-kognitivnoy-lingvistiki-1 (дата обращения: 02.08.2018).
- Лотман Ю. М. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 3. С. 326-388.
- Прокофьева Л. П. Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты: дисс. … д. филол. н. Саратов, 2009. 442 с.
- Прокофьева Л. П. Синестезия в современной научной парадигме // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». 2010. Т. 10. № 1. С. 3-10.
- Фадеева Г. М. Искусствоведческий дискурс с позиции концепции М. Юнга [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 639. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17876830 (дата обращения: 30.03.2018).
- Arasse D. L’Homme en perspective. Les primitifs d’Italie. Édition Hasane. P., 2008. 336 p.
- Bona D. Les Rouart: De l’impressionisme au réalisme magique: Catalogue de l’exposition, Musée des Beaux-Arts de Nancy, du 7 november 2014 au 23 février 2015, ainsi qu’au Centre d’Art et d’exposition de la Ferme Ornée, propriété Caillebotte à Yerres (Essone) du 28 mars au 5 juillet 2015. P.: Gallimard, 2014. 167 p.
- Cytowic R. E. Synesthesia: A union of the senses. Second edition. Cambridge - Massachusetts - L.: MIT Press, 2014. 425 p.
- Day S. A. Synaesthetic Metaphors in English: a PhD thesis. Perdue University Graduate School, 1995. 189 p.
- Maubert F. Conversation avec Francis Bacon. Mille et une nuits. P., 2009. 110 p.
- Tsur R. Playing by Ear and the Tip of the Tongue: Precategorical Information in Poetry. Amsterdam: John Benjamins, 2012. 310 p.
- Winter B. The Sensory Structure of the English Lexicon: a PhD dissertation. Merced, 2016. 215 p.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 22 июля 2019.
- Опубликована: 10 сентября 2019.
Ключевые слова
- синестезия
- эстетическая синестезия
- интермодальные ощущения
- базовые и периферийные типы ощущений
- искусствоведческий дискурс
- synesthesia
- esthetic synesthesia
- inter-modal perceptions
- basic and peripheral perceptions
- fine art discourse
Copyright
© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»