• Научная статья
  • 10 сентября 2019
  • Открытый доступ

РИТОРИКА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

Статья посвящена разработанной авторами методике преподавания риторики студентам различных направлений подготовки. Представлено подробное описание блоков заданий и модификаций упражнений для аудитории с разным уровнем владения коммуникативной компетенцией. Сделан акцент на универсальности предложенной разработки: она может быть использована в качестве самостоятельного курса риторики или как один из модулей; содержание заданий можно дополнять, менять порядок их выполнения в зависимости от целей освоения дисциплины и индивидуального стиля ведущего преподавателя. Также авторами указывается на возможность использования в предложенной методике инструментов электронно-информационной образовательной среды вуза.

Источники

  1. Баландина Л. А., Кураченкова Г. Ф. Риторическая компетенция как основа эффективной деятельности преподавателя вуза // Гуманитарные науки. 2012. № 4. С. 102-108.
  2. Богданова Л. Ф., Пономарева Т. Л. Из опыта преподавания риторики на специальности «Связи с общественностью» // Записки Горного института. 2005. Т. 160. Ч. 1. С. 125-126.
  3. Ваджибов М. Д. «Дневник ритора» для дагестанской студенческой аудитории (из опыта работы в Дагестанском государственном университете) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dnevnik-ritora-dlya-dagestanskoy-studencheskoy-auditorii-iz-opyta-raboty-v-dagestanskom-gosudarstvennom-universitete (дата обращения: 14.08.2019).
  4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 538 с.
  5. Волков А. А. Основы риторики: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005. 304 с.
  6. Горобец Л. Н. Риторическая компетенция учителя: проблемы исследования и практика формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 214-218.
  7. Далецкий Ч. Б. Формирование риторической компетенции студента в современном вузе // Культурное наследие России. 2013. № 3-4. С. 59-65.
  8. Егоренкова Н. А. Интеграция риторики и функциональной стилистики в практике преподавания курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе // Записки Горного института. 2005. Т. 160. Ч. 1. С. 176-178.
  9. Кожина М. Н. Стилистический энциклопедический словарь. М.: Флинта; Наука, 2006. 696 с.
  10. Марченко О. И. Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать. М.: Форум, 2016. 208 с.
  11. Носкова Л. Г. Педагогический анализ эффективности преподавания профессионально ориентированной риторики // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2 (26). С. 69-73.
  12. Стернин И. А. Практическая риторика. М.: Академия, 2008. 272 с.
  13. Стешов А. В., Злыгостева М. Н. Методика преподавания риторики с помощью интеллект-карт // Мир русского слова. 2010. № 1. С. 78-85.
  14. Тимонина И. В. К вопросу о месте риторики в системе гуманитарного знания // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 6. С. 29-34.
  15. Ухова Л. В., Зимина Л. И. Внедрение инновационных образовательных технологий в практику преподавания риторики студентам нефилологических специальностей // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 113-119.
  16. https://www.youtube.com/watch?v=WzesxsRl5pE (дата обращения: 20.03.2018).
  17. https://www.youtube.com/watch?v=xvblLoR3eqc (дата обращения: 20.03.2018).
  18. https://www.youtube.com/watch?v=0vb6Jzw7Pqs (дата обращения: 20.03.2018).

Информация об авторах

Откидыч Елизавета Вадимовна

Дальневосточный федеральный университет

Мальцева Ольга Николаевна

Дальневосточный федеральный университет

Киселева Мария Сергеевна

Дальневосточный федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 июня 2019.
  • Опубликована: 10 сентября 2019.

Ключевые слова

  • риторика
  • коммуникация
  • методика преподавания
  • коммуникативная компетенция
  • индивидуальная образовательная траектория
  • электронно-информационная образовательная среда
  • rhetoric
  • communication
  • teaching methodology
  • communicative competence
  • individual educational trajectory
  • electronic informational educational environment

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)