• Научная статья
  • 20 октября 2019
  • Открытый доступ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ РАСКРЫТИЯ ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В РАННЕЙ ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Аннотация

Изучение поэзии Серебряного века на уроках литературы - актуальная проблема современного школьного литературного образования. Статья посвящена определению методических путей, необходимых для раскрытия основных принципов создания художественного образа в ранней лирике А. Ахматовой, которые являются основанием для анализа ее произведений на уроках литературы в старших классах. Определена необходимость обращения к личности А. Ахматовой, ее решению поэтизировать и мифологизировать свою биографию. Показаны и проанализированы методические пути последовательного обращения к таким принципам создания художественного образа в лирике поэта, как «романность», «вещность» и психологизм.

Источники

  1. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей: в 2-х т. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. Т. 1. 268 с.
  2. Андреева А. П. Особенности изучения поэзии ХХ века в кадетских классах (на примере творчества А. А. Ахматовой) // Вопросы педагогики. 2018. № 2. С. 9-12.
  3. Ахматова А. А. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Эллис Лак, 2001. Т. 1. 390 с.
  4. Герцик А. Лирика Ахматовой на уроках литературы. XI класс // Русская словесность. 2001. № 6. С. 20-29.
  5. Гинзбург Л. Я. О лирике. М. - Л.: Сов. писатель, 1964. 382 с.
  6. Гиппиус В. Анна Ахматова // Литературная учеба. 1989. № 3. С. 131-135.
  7. Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966) / сост. И. А. Багров. М. - Турин: РГАЛИ - Giulio Einaudi editore, 1996. 873 с.
  8. Иванов В. И. По звездам. Опыты философские, эстетические и критические. СПб.: Оры, 1909. 438 с.
  9. Карсалова Е. В., Леденев А. В., Шаповалова Ю. М. Серебряный век русской поэзии: пособие для учителей. М.: Новая школа, 1996. 192 с.
  10. Макарова О. А. Приемы анализа лиро-эпического произведения на уроке литературы в 11 классе (на примере изучения «Реквиема» А. А. Ахматовой) // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. 2016. № 2. С. 1338-1346.
  11. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.09.2019).
  12. Пахарева Т. А. Миф об акмеизме в творчестве Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: крымский ахматовский науч. сб. Симферополь: Крымский архив, 2006. Вып. 4. С. 3-9.
  13. Скрябина Т. Одушевленная предметность. Об одной особенности поэтики Анны Ахматовой // Библиотека «Первого сентября». Литература. 1999. № 40.
  14. Сонькин В. Изучение творчества Ахматовой в школе // Библиотека «Первого сентября». Литература. 1996. № 31.
  15. Черных В. А. Мифоборчество и мифотворчество Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: крымский ахматовский науч. сб. Симферополь: Крымский архив, 2005. Вып. 3. C. 3-22.
  16. Шумарина М. Р. «Нечто вполне ахматовское»: язык и стиль Ахматовой в зеркале поэтической рефлексии (к 130-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 2019. № 3. С. 52-57.
  17. Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа. München: Im Werden Verlag, 2006. 53 с.

Информация об авторах

Межебовская Виктория Викторовна

Оренбургский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 августа 2019.
  • Опубликована: 20 октября 2019.

Ключевые слова

  • изучение поэзии Серебряного века на уроках литературы
  • методические приемы
  • анализ лирического произведения
  • беседа
  • принципы создания художественного образа
  • «романность»
  • «вещность»
  • психологизм
  • художественное мышление учащихся
  • расширение когнитивного пространства
  • Silver Age poetry study at Literature lessons
  • teaching methods
  • analysis of lyrical work
  • dialogue
  • principles of artistic image formation
  • “novelness”
  • ‘thingness”
  • psychologism
  • pupils’ artistic thinking
  • cognitive space broadening

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)