• Научная статья
  • 20 октября 2019
  • Открытый доступ

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИЗУЧАЮЩЕГО ВИДА ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЯЗЫКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕТЕЙ, СЛАБО ВЛАДЕЮЩИХ И НЕ ВЛАДЕЮЩИХ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

Аннотация

В статье рассматривается методика работы по формированию умений изучающего вида чтения при обучении государственному языку РФ детей, слабо владеющих и не владеющих русским языком. Актуальность темы обусловлена наличием в образовательных учреждениях классов с полиэтническим составом обучающихся, слабо владеющих и не владеющих русским языком; значимостью коммуникативных умений чтения в формировании интеллектуально-творческой личности. Цель исследования - разработка последовательности упражнений, способствующих формированию техники чтения, и системы упражнений (предтекстовые, притекстовые и послетекстовые) по обучению изучающему виду чтения для снятия трудностей в практике учителей русского языка, работающих с детьми, слабо владеющими и не владеющими государственным языком РФ. Анализ ошибок, допускаемых при чтении вслух и про себя, позволил предложить последовательность упражнений, способствующих формированию техники чтения, и систему предтекстовых, притекстовых и послетекстовых упражнений, включающую и задания интерактивного характера, формирующую умения изучающего вида чтения.

Источники

  1. Артеменко О. И., Гасанова П. М.-А., Буйских Т. М. Методика работы над смысловыми различиями глаголов совершенного и несовершенного вида со значением движения при обучении государственному языку Российской Федерации детей, слабо владеющих русским языком [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN119.pdf (дата обращения: 13.09.2019).
  2. Асонова Г. А. К вопросу о важности коммуникативных заданий и учебной игры при обучении русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2017. № 2. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/05SFK217.pdf (дата обращения: 13.09.2019).
  3. Асонова Г. А. Особенности обучения русскому языку как иностранному китайских учащихся на подготовительном факультете [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. Т. 5. № 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/68PDMN317.pdf (дата обращения: 13.09.2019).
  4. Берман И. М., Белоцерковская Н. Л., Мегердичев Г. А. Чтение как предмет обучения и как психолингвистический процесс // Методика преподавания иностранных языков в вузе: сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1974. Вып. 85. С. 36-45.
  5. Гасанова П. М.-А., Буйских Т. М. Использование интерактивных методов при совершенствовании коммуникативной компетенции в монологической и диалогической речи старшеклассников, изучающих государственный язык Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2015. № 3. С. 53-60.
  6. Гасанова П. М.-А., Буйских Т. М. Формирование первичных слухопроизносительных навыков у детей иной культуры, изучающих государственный язык Российской Федерации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11 (77). Ч. 1. С. 198-201.
  7. Гасанова П. М., Городилова Г. Г., Буйских Т. М. Роль и функции государственного языка Российской Федерации в консолидации общества // Педагогические науки. 2012. № 3. С. 16-21.
  8. Гвоздева Е. В. Проектные технологии в обучении русскому языку как иностранному // Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2016. № 1-2. С. 54-57.
  9. Кулибина Н. В. Уроки чтения для всех: зачем, что и как // Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия: сборник статей. М.: РУДН, 2014. С. 189-190.
  10. Лаврушина Е. В. Универсальные свойства и национальное своеобразие фразеологии (на материале произведений И. С. Тургенева). М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2012. 114 с.
  11. Лаврушина Е. В., Болдина О. О., Быканова О. А., Швед Е. В. К вопросу о популяризации образования на русском в мировом образовательном пространстве: опыт реализации подготовительной программы для иностранных граждан и лиц без гражданства в РЭУ им. Г. В. Плеханова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2017. № 1. С. 66-84.
  12. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Изд-е 2-е, перераб. М.: Просвещение, 1987. 415 с.
  13. Погорельская С. А., Болдина О. О., Лаврушина Е. В. Вебинар - эффективная форма повышения квалификации // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. М.: Издательство РЭУ, 2016. С. 351-354.
  14. Суворова В. П. Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс // Русский язык в школе. 2001. № 6. С. 3-6.
  15. Харитонова О. В., Панова Л. В. Роль страноведческих материалов в контексте социокультурного подхода к обучению русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN617.pdf (дата обращения: 13.09.2019).
  16. Шульгина Н. П. Текст на уроках итогового повторения // Русский язык в школе. 2002. № 2. С. 18-21.

Финансирование

Работа выполнена в рамках госзадания 2019 г. ФИРО РАНХиГС. Тема НИР: «Разработка концептуальных основ двуязычной общеобразовательной деятельности на языках из числа языков народов России (№ 18.16)».

Информация об авторах

Артеменко Ольга Ивановна

Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Гасанова Патимат Магомед-Алиевна

Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Буйских Татьяна Михайловна

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 июля 2019.
  • Опубликована: 20 октября 2019.

Ключевые слова

  • государственный язык РФ
  • русский язык
  • дети, слабо владеющие и не владеющие государственным языком РФ
  • техника чтения
  • чтение как вид речевой деятельности
  • изучающее чтение
  • предтекстовые упражнения
  • притекстовые упражнения
  • послетекстовые упражнения
  • state language of the Russian Federation
  • Russian language
  • children incompetent or low competent in the state language of the Russian Federation
  • reading technique
  • reading as type of speech activity
  • reading for detailed comprehension
  • pre-reading exercises
  • while-reading exercises
  • post-reading exercises

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)