• Научная статья
  • 20 октября 2019
  • Открытый доступ

СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Аннотация

В рамках статьи рассматриваются особенности введения различных типов глагольных односоставных предложений на занятиях русского языка как иностранного (РКИ). В качестве примеров указанных синтаксических конструкций помимо традиционно вводимых паремиологических единиц впервые предлагается использование аутентичных жанров, обеспечивающих самостоятельное построение структурно-коммуникативных моделей. На основе аутентичного речевого материала, в частности текстов современных рекламных слоганов российских телевизионных каналов, новостей, а также появившегося в последнее время интернет-жанра «мотиваторы», разработана совокупность учебных заданий для актуализации данных моделей в речи обучающихся.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 446 с.
  2. Брагина Н. Г. «Демотиваторы со смыслом» и наивные толкования: о соотношении вербального и визуального [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demotivatory-so-smyslom-i-naivnye-tolkovaniya-o-sootnoshenii-verbalnogo-i-vizualnogo (дата обращения: 05.08.2019).
  3. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. М.: Высшая школа, 1978. 439 с.
  4. Голубева А. В. Аутентичные речевые ситуации как основа для коммуникативного преподавания РКИ // Мир русского слова. 2015. № 4. С. 94-100.
  5. Данилова Е. А. Специфика функционирования глагольных односоставных предложений в рекламном слогане // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2017. № 1. С. 55-59.
  6. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1998. 528 с.
  7. Одинцова И. В. Некоторые проблемы односоставных глагольных предложений с точки зрения грамматики русского языка как иностранного // Обретение смысла: сб. статей, посвященный юбилею д. филол. н., проф. К. А. Роговой. СПб.: ОСИПОВ, 2006. С. 77-92.
  8. Рогова К. А. Обобщенно-личные предложения: семантика и прагматика // Преподавание русского языка как иностранного: традиции и перспективы: сборник статей / ред. К. А. Рогова, В. В. Химик, Е. Е. Юрков, А. В. Голубева. СПб.: Златоуст, 1999. С. 24-28.
  9. Рогова К. А. Семантико-функциональная классификация односоставных предложений // Грамматика и стилистика русского языка в синхронии и диахронии: очерки. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012. С. 360-367.
  10. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 624 с.

Информация об авторах

Гайнанова Лилия Муллануровна

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 августа 2019.
  • Опубликована: 20 октября 2019.

Ключевые слова

  • методика преподавания РКИ
  • аутентичный текст
  • глагольные односоставные предложения
  • обобщённо-личные, определённо-личные, неопределённо-личные предложения
  • русский язык как иностранный
  • methodology of teaching Russian as a foreign language
  • authentic text
  • verbal one-member sentences
  • generalized-personal sentences
  • definite-personal sentences
  • indefinite-personal sentences
  • Russian as a foreign language

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)