• Научная статья
  • 29 ноября 2019
  • Открытый доступ

МЕТАФОРА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ: КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

Статья посвящена изучению коммуникативно-прагматического потенциала метафоры в экономическом дискурсе. Цель работы состоит в определении видов метафоры в англоязычной экономической публицистике и описании специфики их реализации. Новизна исследования определяется необходимостью осмысления метафоры как одного из эффективных механизмов коммуникации и дискурсообразующего фактора на основании когнитивных свойств этого лингвистического феномена. Полученные результаты позволяют выявить основные сферы-источники продуцирования метафор, а также их модификации в экономическом дискурсе.

Источники

  1. Алексеева Л. М. Термин и метафора. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1998. 250 с.
  2. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.; вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 5-32.
  3. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
  4. Бородулина Н. Ю. Метафора в экономике vs экономическая метафора // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2 (44). Ч. 1. С. 40-43.
  5. Васьбиева Д. Г. Интердискурсивный характер метафоры современного англоязычного экономического дискурса (на примере статей журнала “The Economist”) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 5 (83). Ч. 1. С. 64-67.
  6. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. 175 с.
  7. Кашкин В. Б. Сопоставительная лингвистика: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. 88 с.
  8. Леонтович О. А. Введение в межкультурную коммуникацию: учебное пособие. М.: Гнозис, 2007. 368 с.
  9. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. М.: Академия, 2004. 272 с.
  10. Май Ликунь. Русский экономический текст в функционально-стилистическом и социолингвистическом аспектах: дисс. … к. филол. н. Одесса, 2008. 288 с.
  11. Маккормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.; вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 358-387.
  12. Мартыненко Е. В., Лешневская К. В., Тунникова В. А. Исследование экономических терминов в парадигме дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (51). С. 123-127.
  13. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.
  14. Олешков М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса. Н. Тагил, 2005. 336 с.
  15. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса: монография. Волгоград: Парадигма, 2004. 507 с.
  16. Петушинская Е. Г. Язык популярного экономического дискурса: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008. 25 с.
  17. Серль Дж. Метафора // Теория метафоры / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 307-342.
  18. Стернин И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: ИЯ РАН, 1996. С. 97-116.
  19. Стернин И. А. Модели описания коммуникативного поведения. Воронеж: Гарант, 2000. 27 с.
  20. Стернин И. А. О понятии лингвокультурной специфики языковых явлений // Язык. Словесность. Культура. 2011. № 1. С. 6-19.
  21. Стернин И. А. Основы речевого воздействия: учебное пособие. Изд-е 2-е, испр. Воронеж: Истоки, 2012. 180 с.
  22. Темнова Е. В. Функционально-прагматическая роль метафоры в публицистическом дискурсе: дисс. … к. филол. н. М., 2004. 212 с.
  23. Томашевская К. В. Лексическое представление языковой личности в современном экономическом дискурсе. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. унта экономики и финансов, 1998. 134 с.
  24. Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. М.: Флинта; Наука, 2013. 208 с.
  25. Шереметьева А. А. Метафорические модели современного немецкого экономического дискурса // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2008. № 1 (53). С. 235-237.
  26. Burgers С., Renardel de Lavalette K. Y., Steen G. J. Metaphor, hyperbole, and irony: Uses in isolation and in combination in written discourse [Электронный ресурс] // Journal of Pragmatics. 2018. Vol. 127. P. 71-83. URL: http://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S0378216617306112 (дата обращения: 14.09.2019).
  27. Hodgson G. M. The economy as an organism - not a machine [Электронный ресурс] // Futures. 1993. Vol. 25. Iss. 4. P. 392-403. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/001632879390002B (дата обращения: 14.09.2019).
  28. Schwengel H. Emerging powers as fact and metaphor: Some European ideas [Электронный ресурс] // Futures. 2008. Vol. 40. Iss. 8. P. 767-776. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0016328708000335?via%3Dihub (дата обращения: 14.09.2019).
  29. Scollon R., Scollon S. W. Intercultural communication: A discourse approach. Oxford - Cambridge: Blackwell Publishers, 2001. 369 p.
  30. The Wall Street Journal [Электронный ресурс]. URL: https://www.wsj.com/itp (дата обращения: 10.09.2019).

Информация об авторах

Литвиненко Елена Юрьевна

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

Федорова Лариса Юрьевна

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 октября 2019.
  • Опубликована: 29 ноября 2019.

Ключевые слова

  • экономический дискурс
  • метафора
  • сфера-источник
  • прагматика
  • коммуникация
  • зооморфизм
  • коммуникативно-прагматический потенциал
  • economic discourse
  • metaphor
  • sphere-source
  • pragmatics
  • communication
  • zoomorphism
  • communicative and pragmatic potential

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)