• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

ФОКАЛИЗАЦИЯ В ПРОЗЕ ПЕЛЕВИНА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА», «GENERATION “П”» И «ШЛЕМ УЖАСА»)

Аннотация

Цель статьи - анализ способов конструирования повествования в романах В. Пелевина «Чапаев и Пустота», «Generation “П”» и «Шлем ужаса». Установлено, что писатель в каждом из романов создает особые нарративные схемы, основанные на различных способах текстового оформления согласно принципу фокализации. Это способствует развертыванию сложных идейных концепций. При этом протагонист становится поводом и средством существования диегетического мира / среды, среда конструирует потенции и возможности для нарративного движения протагониста, роль читателя в развёртывании текста становится заметнее.

Источники

  1. Голынко-Вольфсон Д. Три рецензии [Электронный ресурс]. URL: http://www.vavilon.ru/texts/golynko2.html (дата обращения: 23.09.2019).
  2. Делёз Ж. Кино. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 560 с.
  3. Женетт Ж. Фигуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 944 с.
  4. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
  5. Мартьянова И. А. Кинематограф русского текста. СПб.: Свое издательство, 2011. 240 с.
  6. Мельникова А. Ю. Виртуальное пространство и время в постмодернистском тексте (В. Пелевин «Священная книга оборотня») // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 3. С. 123-125.
  7. Осьмухина О. Ю. Русская литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе ХХ столетия. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2009. 288 с.
  8. Пелевин В. О. Чапаев и Пустота. Жёлтая стрела. М.: Вагриус, 2000. 416 с.
  9. Пелевин В. О. Шлем ужаса [Электронный ресурс]. URL: https://e-libra.ru/read/320442-shlem-uzhasa.html (дата обращения: 12.10.2019).
  10. Пелевин В. О. Generation «П». М.: Вагриус, 2000. 336 с.
  11. Петрова Е. В. Фокализация как средство моделирования смыслов в тексте // Актуальные вопросы филологической науки XXI века / общ. ред. Ж. А. Храмушина и др. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014. С. 448-452.
  12. Репина М. В. Творчество В. Пелевина 90-х годов XX века в контексте русского литературного постмодернизма: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2004. 25 с.
  13. Хазагерова С., Хазагеров Г. Культура-1, культура-2 и гуманитарные науки [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2005/3/kultura-1-kultura-2-i-gumanitarnaya-kultura.html (дата обращения: 10.10.2019).
  14. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
  15. Эпштейн М. Н. После будущего: о новом сознании в литературе // Знамя. 1991. № 1. С. 217-218.
  16. Ямпольский М. Б. Пространственная история. Три текста об истории. СПб.: Книжные мастерские; Мастерская «Сеанс», 2013. 344 с.

Информация об авторах

Куряев Ильгам Рясимович

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 ноября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • нарратив
  • протагонист
  • точка зрения
  • фокализация
  • читатель-зритель
  • В. Пелевин
  • narration
  • protagonist
  • viewpoint
  • focalization
  • reader-observer
  • V. Pelevin

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)