• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТОСФЕРЫ СЕВЕРНОГО ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРЫ ЯКУТИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЮКАГИРСКОЙ, ЭВЕНСКОЙ И ЭВЕНКИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУР)

Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей концептосферы Северного текста литературы Якутии, что не было предметом специального изучения с точки зрения локального текста, иными словами, «текста, прикрепленного к месту». Впервые рассматривается концепт КРАЙНИЙ СЕВЕР как структурообразующий и базовый в аспекте геопоэтического освоения пространства, реконструируемый в знаки-символы данной территории, ландшафтные и природные образы, этноментальные, эмоциональные и философские образы в их обобщенной целостности. Анализируются также наиболее значимые концепты тундра, тайга, река, кочевье, время, олень.

Источники

  1. Абашев В. В. Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филология». М.: Директ-Медиа, 2014. 139 с.
  2. Абдуллина Л. И. Творческая мастерская: индивидуальный почерк и территориальное самосознание // Геопоэтика писателей Сибири и Алтая: сб. науч. ст. / отв. ред. А. И. Куляпин. Барнаул: АлтГПУ, 2016. С. 5-15.
  3. Габышева Т. Т., Хазанкович Ю. Г. Природные концепты «река» и «тайга» в повести Галины Кэптукэ «Имеющая свое имя Джелтула-река» // Русский язык и литература в современном образовательном пространстве: диалог культур: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. А. Бердникова. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. С. 68-70.
  4. Голубев Н. А. Формирование локального текста: ивановский опыт: дисс. … к. филол. н. Иваново, 2014. 241 с.
  5. Зубков Д., Наумова О. Русский Север: возвращение к истокам // Человек без границ. 2006. № 6 (7). С. 4-14.
  6. Кривошапкин А. В. Голец Тонмэй. М.: Вече, 2019. 352 с.
  7. Кривошапкин А. В. Кочевье длиною в жизнь. Якутск: Бичик, 2000. 332 с.
  8. Кривошапкин А. В. Оленные люди. Якутск: Бичик, 2013. 341 с.
  9. Курилов Г. Н. (Улуро Адо) Весть из тундры. Якутск: Бичик, 2006. 80 с.
  10. Курилов Г. Н. (Улуро Адо) Монолог аборигена Арктики. Якутск: Бичик, 2011. 80 с.
  11. Курилов С. Н. Ханидо и Халерха / пер. с юкагир. Р. Палехова. М.: Сов. Россия, 1988. 623 с.
  12. Кэптукэ Г. Имеющая свое имя Джелтула-река. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1989. 117 с.
  13. Кэптукэ Г. Когда в причудливый узор сплетаются слова // Полярная звезда. 1984. № 4. С. 74-80.
  14. Кэптукэ Г. Рэкет по-тунгусски // Полярная звезда. 1990. № 3. С. 14-45.
  15. Ноева С. Е. Своеобразие концепта «Земля» как основного понятия культурного ландшафта Севера (на примере произведений якутской литературы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (78). Ч. 2. С. 46-49.
  16. Пермиловская А. Б. Русский Север в пространстве культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3 (9). Ч. 3. C. 121-124.
  17. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. Избранные труды. СПб.: Искусство-СПб, 2003. 614 с.
  18. Хазанкович Ю. Г. Концептосфера поэзии Г. Н. Курилова - Улуро Адо (к постановке вопроса) // Сибирский филологический журнал. 2009. № 1. С. 89-94.
  19. Шурупова О. С. Особенности методологии исследования городского сверхтекста // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 295-302.

Информация об авторах

Бурцева Жанна Валерьевна

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 октября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • Северный текст
  • концептосфера
  • концепт
  • Крайний Север
  • геопоэтика
  • С. Курилов
  • Улуро Адо
  • А. Кривошапкин
  • Г. Кэптукэ
  • Northern text
  • conceptual sphere
  • concept
  • Far North
  • geo-poetics
  • S. Kurilov
  • Uluro Ado
  • A. Krivoshapkin
  • G. Keptuke

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)