РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕНЕССАНСНОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСАХ «РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ» Т. СТОППАРДА, «УБИЙСТВО ГОНЗАГО» Н. ЙОРДАНОВА, «ОФЕЛИЯ» Т. АХТМАН, «ГАМЛЕТ В ОСТРОМ СОУСЕ» А. НИКОЛАИ, «ФОРТИНБРАС СПИЛСЯ» Я. ГЛОВАЦКОГО
Аннотация
В статье рассматриваются варианты художественного воплощения ренессансной концепции человека в пьесах «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, «Гамлет в остром соусе» А. Николаи, «Фортинбрас спился» Я. Гловацкого, «Убийство Гонзаго» Н. Йорданова, «Офелия» Т. Ахтман. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ вышеперечисленных пьес, ставших ярчайшим примером художественного переосмысления ренессансной модели гуманизма и соответствующей ей концепции человека в европейской драматургии последней трети XX века. Реинтерпретация, дегуманизация, децентрация образа Гамлета позволяют авторам сделать вывод о разложении и ниспровержении ренессансной гуманистической концепции человека в пьесах современных европейских драматургов. В работе обобщен новый материал по исследуемой теме, уточнено понятие ренессансного гуманизма, сделано предположение о существовании «гамлетовского текста» европейской литературы.
Источники
- Ахтман Т. И. Офелия, Гертруда, Дания и другие. Иерусалим: Ной, 2013. 498 с.
- Гловацкий Я. Фортинбрас спился [Электронный ресурс] / пер. с польск. И. Щербаковой-Знаменской. М.: Культура (ВААП), 1991. URL: https://e-libra.ru/books/506795-fortinbras-spilsya.html (дата обращения: 20.09.2019).
- Гуревич П. С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 19-32.
- Извеков А. И. Конфликт современной культуры и цивилизации. М.: Наука, 2009. 223 с.
- Ильина Н. В. Ренессансный образ человека и особенности его изображения в искусстве [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61447 (дата обращения: 25.07.2019).
- Йорданов Н. Убийство Гонзаго / пер. с болг. Э. А. Макаровой. М.: Амфора, 2005. 81 с.
- Колпакова С. Г. Шекспир в немецком литературном сознании XX века: интерпретации гамлетовской темы: автореф. дисс. … к. филол. н. Казань, 2010. 21 с.
- Луков Вал. А., Луков Вл. А. Шекспиросфера и культурные константы // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 200-208.
- Лысенко Н. Н. Основные подходы к исследованию современного антропологического кризиса // Известия Тульского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 3. С. 32-42.
- Николаи А. Гамлет в остром соусе [Электронный ресурс] / пер. с итал. Н. Живаго // Театральная библиотека Сергея Ефимова. URL: http://www.theatre-library.ru/authors/n/nicolai_aldo (дата обращения: 21.10.2019).
- Приходько И. С. Шекспир Александра Блока // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 139-145.
- Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб.: Наука, 2007. 594 с.
- Смирнов А. А. Шекспир, Ренессанс и барокко // Вестник Ленинградского государственного университета. 1946. № 1. С. 96-112.
- Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы / пер. с англ. И. Бродского // Иностранная литература. 1990. № 4. С. 83-135.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 11 октября 2019.
- Опубликована: 31 декабря 2019.
Ключевые слова
- ренессансный гуманизм
- «гамлетовский текст»
- дегуманизация
- повествовательная доминанта
- симулякр
- современная драматургия
- Т. Стоппард
- Т. Ахтман
- А. Николаи
- Я. Гловацкий
- Н. Йорданов
- Renaissance humanism
- “Hamlet’s text”
- dehumanization
- dominant narrative
- simulacrum
- modern dramaturgy
- T. Stoppard
- T. Akhtman
- A. Nicolaj
- J. Głowacki
- N. Yordanov
Copyright
© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»