• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕНЕССАНСНОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСАХ «РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ» Т. СТОППАРДА, «УБИЙСТВО ГОНЗАГО» Н. ЙОРДАНОВА, «ОФЕЛИЯ» Т. АХТМАН, «ГАМЛЕТ В ОСТРОМ СОУСЕ» А. НИКОЛАИ, «ФОРТИНБРАС СПИЛСЯ» Я. ГЛОВАЦКОГО

Аннотация

В статье рассматриваются варианты художественного воплощения ренессансной концепции человека в пьесах «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, «Гамлет в остром соусе» А. Николаи, «Фортинбрас спился» Я. Гловацкого, «Убийство Гонзаго» Н. Йорданова, «Офелия» Т. Ахтман. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ вышеперечисленных пьес, ставших ярчайшим примером художественного переосмысления ренессансной модели гуманизма и соответствующей ей концепции человека в европейской драматургии последней трети XX века. Реинтерпретация, дегуманизация, децентрация образа Гамлета позволяют авторам сделать вывод о разложении и ниспровержении ренессансной гуманистической концепции человека в пьесах современных европейских драматургов. В работе обобщен новый материал по исследуемой теме, уточнено понятие ренессансного гуманизма, сделано предположение о существовании «гамлетовского текста» европейской литературы.

Источники

  1. Ахтман Т. И. Офелия, Гертруда, Дания и другие. Иерусалим: Ной, 2013. 498 с.
  2. Гловацкий Я. Фортинбрас спился [Электронный ресурс] / пер. с польск. И. Щербаковой-Знаменской. М.: Культура (ВААП), 1991. URL: https://e-libra.ru/books/506795-fortinbras-spilsya.html (дата обращения: 20.09.2019).
  3. Гуревич П. С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 19-32.
  4. Извеков А. И. Конфликт современной культуры и цивилизации. М.: Наука, 2009. 223 с.
  5. Ильина Н. В. Ренессансный образ человека и особенности его изображения в искусстве [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61447 (дата обращения: 25.07.2019).
  6. Йорданов Н. Убийство Гонзаго / пер. с болг. Э. А. Макаровой. М.: Амфора, 2005. 81 с.
  7. Колпакова С. Г. Шекспир в немецком литературном сознании XX века: интерпретации гамлетовской темы: автореф. дисс. … к. филол. н. Казань, 2010. 21 с.
  8. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Шекспиросфера и культурные константы // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 200-208.
  9. Лысенко Н. Н. Основные подходы к исследованию современного антропологического кризиса // Известия Тульского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 3. С. 32-42.
  10. Николаи А. Гамлет в остром соусе [Электронный ресурс] / пер. с итал. Н. Живаго // Театральная библиотека Сергея Ефимова. URL: http://www.theatre-library.ru/authors/n/nicolai_aldo (дата обращения: 21.10.2019).
  11. Приходько И. С. Шекспир Александра Блока // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 139-145.
  12. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб.: Наука, 2007. 594 с.
  13. Смирнов А. А. Шекспир, Ренессанс и барокко // Вестник Ленинградского государственного университета. 1946. № 1. С. 96-112.
  14. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы / пер. с англ. И. Бродского // Иностранная литература. 1990. № 4. С. 83-135.

Информация об авторах

Липнягова Светлана Геннадьевна

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева

Щукина Марина Сергеевна

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 октября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • ренессансный гуманизм
  • «гамлетовский текст»
  • дегуманизация
  • повествовательная доминанта
  • симулякр
  • современная драматургия
  • Т. Стоппард
  • Т. Ахтман
  • А. Николаи
  • Я. Гловацкий
  • Н. Йорданов
  • Renaissance humanism
  • “Hamlet’s text”
  • dehumanization
  • dominant narrative
  • simulacrum
  • modern dramaturgy
  • T. Stoppard
  • T. Akhtman
  • A. Nicolaj
  • J. Głowacki
  • N. Yordanov

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)