• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

КАТЕГОРИЯ ВЕЖЛИВОСТИ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО И ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКОВ)

Аннотация

Настоящая статья посвящена лингвистическому исследованию категории вежливости как залогу успешной письменной деловой коммуникации. В связи с этим важным является понимание того, что коммуникативные намерения и их восприятие адресатом определяются набором социальных, национально-культурных норм, принятых в бизнес-сообществе. Целью данной работы является сравнение языковых средств, служащих для выражения категории вежливости в письменной деловой коммуникации в немецком и французском языках. Материалом для анализа послужили образцы различных видов деловых писем. Изучение показало, что представители двух европейских культур в письменной деловой коммуникации в одинаковой степени используют более вежливые дистанцированные формы, даже если в приватном общении собеседники употребляют неформальные средства обращения.

Источники

  1. Азимов Е. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
  2. Матюшенко В. В. Обучение письменной деловой коммуникации на занятиях по немецкому языку в неязыковых вузах (экономический профиль): дисс. … к. пед. н. М., 2007. 235 с.
  3. Полякова Н. В., Скитина Н. А., Шабанова В. П. Языковая идентичность делового электронного письма (на материале французского и английского языков) // Научный диалог. 2018. № 10. С. 118-129.
  4. Самохина Т. С. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств: учебное пособие по профессиональной межкультурной коммуникации. М.: Р.Валент, 2005. 216 с.
  5. Соловьева И. В. Репрезентация категории вежливости в современном немецком языке: дисс. … к. филол. н. М., 2000. 196 с.
  6. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. Изд-е 5-е. М.: URSS, 2015. 160 c.
  7. Bas L., Hesnard C. La correspondance commerciale française. P.: Nathan, 2013. 160 p.
  8. Bittner J. Digitalität, Sprache, Kommunikation. Eine Untersuchung zur Medialität von digitalen Kommunikationsformen und Textsorten und deren varietätenlinguistischer Modellierung. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2003. 324 S.
  9. Duden. Das Herkunftswörterbuch. Etymologie der deutschen Sprache / überarbeitete und aktualisierte Auflage. Mannheim - Leipzig - Wien - Zürich: Dudenverlag, 2015. 960 S.
  10. Duden. Duden Ratgeber - Geschäftskorrespondenz: Professionelle Briefe und E-Mails schreiben Taschenbuch. Mannheim - Leipzig - Wien - Zürich: Dudenverlag, 2014. 320 S.
  11. Grand-Сlément O. Savoir-vivre avec les Français. Que faire? Que dire? P.: Hachette, 1996. 96 p.
  12. http://www.universalis.fr/encyclopedie/courtoisie/ (дата обращения: 27.09.2019).
  13. Kadyss R., Nishimata A. Rédiger avec succès lettres, e-mails et documents administratifs. Carrés Rouge: Gualino, 2018. 240 p.
  14. Vishnyakova O. D., Polyakova N. V. Linguistic and functional cognitive peculiarities of media language as the basis of interpretations in the communicative sphere // Training Language and Culture. 2017. Vol. 1. № 2. Р. 86-101.
  15. Wedmann-Tosuner B. Geschäftsbriefe geschickt formulieren: Korrespondenz als Imageträger. Regensburg: WALHALLA Fachverlag, 2011. 260 S.
  16. Weinrich H. Textgrammatik der deutschen Sprache. Mannheim - Leipzig - Wien - Zürich: Bibliografisches Institut, Dudenverlag, 1993. 1111 S.

Информация об авторах

Ветринская Виктория Владиславовна

Российский университет дружбы народов

Полякова Наталия Владимировна

Московский государственный областной университет

Шабанова Вероника Петровна

Московский государственный областной университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 октября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • письменная деловая коммуникация
  • языковая вежливость
  • конвенциональная вежливость
  • языковая норма
  • социальная норма
  • национально-культурная норма
  • written business communication
  • linguistic politeness
  • conventional politeness
  • language norm
  • social norm
  • national and cultural norm

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)