• Научная статья
  • 31 января 2020
  • Открытый доступ

Развитие речи младших школьников на произносительном уровне на уроках русского языка

Аннотация

Статья посвящена проблеме орфоэпической подготовки младших школьников на уроках русского языка. В ней охарактеризованы направления работы над произносительными нормами на уроках русского языка в начальной школе; продемонстрирована возможность проведения орфоэпической работы на уроках русского языка на примере одной из учебно-методических программ, реализующейся в начальной школе; представлены и охарактеризованы различные типы орфоэпических упражнений. Данное исследование позволило сделать вывод о возможности организации целенаправленной и систематической работы над практическим усвоением младшими школьниками орфоэпических норм при изучении различных орфографических и грамматических тем на уроках русского языка в начальной школе.

Источники

  1. Белунова Н. И. Культура речи и ее назначение в подготовке специалистов нефилологического профиля // Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: сб. материалов I Межрегиональной науч.-практ. конф. (17 апреля 2009 г.). СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. С. 130-133.
  2. Бондаренко А. А. Орфоэпия и орфография - две стороны правильности речи // Начальная школа. 2014. № 2. С. 36-41.
  3. Бондаренко А. А., Каленчук М. Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
  4. Вершинина Н. В. К вопросу о формировании коммуникативно-речевой компетенции как базового компонента профессиональной коммуникативной культуры личности современного учителя начальной школы // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 2 (14). С. 8-12.
  5. Зиновьева Т. И. Звуковая сторона речи и произносительная культура // Начальная школа. 2014. № 7. С. 26-31.
  6. Каленчук М. Л., Малаховская О. В., Чуракова Н. А. Русский язык. 2 класс: учебник: в 3-х ч. М.: Академкнига / Учебник, 2017. Ч. 2. 160 с.
  7. Каленчук М. Л., Малаховская О. В., Чуракова Н. А. Русский язык. 2 класс: учебник: в 3-х ч. М.: Академкнига / Учебник, 2016. Ч. 3. 176 с.
  8. Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Байкова Т. А. Русский язык. 2 класс: учебник: в 3-х ч. М.: Академкнига / Учебник, 2016. Ч. 1. 176 с.
  9. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2012. 464 с.
  10. Программа по предмету «Русский язык» // Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1-4 класс: в 2-х ч. / сост. Н. А. Чуракова. М.: Академкнига / Учебник, 2012. Ч. 1. С. 66-87.
  11. Уланова С. А. Методические приемы обучения русскому литературному произношению в поликультурном классе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 75-78.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
  13. Фролова И. Ю. Обучение литературному произношению в России: от истоков до наших дней // Начальная школа. 2017. № 8. С. 19-23.
  14. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 143 с.

Финансирование

Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта по теме «Разработка научного и учебно-методического обеспечения электронными ресурсами учебной дисциплины “Русский язык с методикой преподавания” специальности среднего профессионального образования Преподавание в начальных классах».

Информация об авторах

Белоусова Валентина Ильинична

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Лаутеншлегер Яна Сергеевна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 ноября 2019.
  • Опубликована: 31 января 2020.

Ключевые слова

  • уроки русского языка
  • развитие речи
  • орфоэпия
  • произносительный минимум
  • произносительный уровень
  • орфоэпические упражнения
  • произносительная культура
  • Russian lessons
  • speech development
  • orthoepy
  • minimum pronunciation
  • pronunciation level
  • orthoepic exercises
  • pronunciation culture

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)