• Научная статья
  • 31 января 2020
  • Открытый доступ

Работа с прагматонимами на уроках русского языка в иностранной аудитории как основа формирования лингвострановедческой компетенции (на материале лексико-тематической группы «Кондитерские изделия»)

Аннотация

Статья посвящена репрезентации названий кондитерских изделий, отражающих национальный историко-культурный фон, на уроках русского языка как иностранного. Автор исследует возможности их употребления и приводит комплекс учебных игр и лексико-грамматических упражнений, обеспечивающих формирование у иностранных обучающихся целостного и адекватного представления о явлениях русской культуры, а также раскрывает методический потенциал использования прагматонимов в иностранной аудитории. Обоснована практическая значимость их включения в процесс обучения русскому языку.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Балдова А. В. Миромоделирующая и аксиологическая функции пищевой метафоры в русском языке: дисс. … к. филол. н. Томск, 2016. 239 с.
  3. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: пособие для преподавателей и студентов. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1965. 227 с.
  4. Ван Мяо. Названия русских и китайских кондитерских изделий в прагмалингвистическом аспекте: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2010. 23 с.
  5. Вохмина Л. Л. Некоторые проблемы использования наглядности в обучении иностранным языкам // Русский язык за рубежом. 1978. № 5. С. 60-64.
  6. Доюнова С. С. Номинация алкогольных напитков сквозь призму рекламы // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 3. С. 105-107.
  7. Исангузина И. И. Прагматонимы в ономастическом пространстве: семантический, лингвокультурологический и синтаксический аспекты (на примере названий кондитерских изделий) // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 4. С. 990-993.
  8. Марушкина Н. С. Концепт «еда» в контексте диалога культур: автореф. дисс. … к. культурологии. Иваново, 2014. 25 с.
  9. Мордвинова Н. Г. Словесные товарные знаки алкогольных напитков (на материале русского, чувашского, французского, итальянского, испанского, немецкого и английского языков): автореф. дисс. … к. филол. н. Чебоксары, 2008. 27 с.
  10. Омельяненко В. А. Отонимные прагматонимы с национально-культурным компонентом в российской рекламе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2018. Вып. 9. № 3. С. 712-728.
  11. Пименова М. В. Коды культуры и проблемы классификации концептов // Язык. Текст. Дискурс: научный альманах Ставропольского отделения Российской ассоциации лингвистов-когнитологов / под ред. Г. Н. Манаенко. Ставрополь: Изд-во СГЛУ, 2007. Вып. 5. С. 79-85.
  12. Сотникова Е. А. Ономастическое пространство названий парфюмерной продукции в русском языке: автореф. дисс. … к. филол. н. Елец, 2006. 23 с.
  13. Сухинина Е. С. Характеристика оттопонимических названий конфет в синтаксическом аспекте [Электронный ресурс] // Язык. Культура. Коммуникация. 2014. № 1. URL: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/81 (дата обращения: 08.10.2019).
  14. Шибко Н. Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей. СПб.: Златоуст, 2015. 336 с.

Информация об авторах

Урванцева Наталья Геннадьевна

Петрозаводский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 октября 2019.
  • Опубликована: 31 января 2020.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • лингвострановедение
  • лингвокультурология
  • прагматонимы
  • кондитерские изделия
  • креолизированный текст
  • аутентичный текст
  • принцип наглядности
  • учебные игры
  • упражнения
  • Russian as a foreign language
  • culture-through-language studies
  • linguo-culturology
  • pragmatonyms
  • confectionery products
  • creolized text
  • authentic text
  • visualization principle
  • educational games
  • exercises

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)