• Научная статья
  • 6 марта 2020
  • Открытый доступ

Деривационный потенциал синонимичных глаголов ощущать и чувствовать: сравнительный анализ

Аннотация

Статья посвящена проблеме функционального разграничения синонимичных дейктических глаголов ‘ощущать’ и ‘чувствовать’. Путём сопоставления словообразовательных гнезд э тих слов и контекстуального анализа речевых употреблений их производных выявлены корреляции между лексико-семантическими вариантами (ЛСВ) глаголов и их дериватами. Сделан вывод о более высокой функциональности второй лексемы (23 и 45 дериватов соответственно). Установлено, что у глагола ‘чувствовать’ по количеству дериватов доминирует ЛСВ ‘испытывать эмоциональное состояние’, тогда как у глагола ‘ощущать’ наиболее продуктивен ЛСВ ‘понимать интуитивно’.

Источники

  1. Го Л. Функционально-семантическая специфика глагола чувствовать // Перевод. Язык. Культура: IX Междунар. науч.-практ. конф. (25 мая 2018 г.) / отв. ред. Л. В. Коцюбинская. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 18-22.
  2. Го Л., Косова В. А. Глагол ощущать: опыт семантико-когнитивного анализа // Филология и культура. Philology and culture. 2018. № 1 (51). С. 42-48.
  3. Динамика семантико-словообразовательных подсистем русского языка: коллективная монография / под ред. проф. О. И. Дмитриевой. Саратов: Научная книга, 2010. 370 с.
  4. Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://efremova. slovaronline.com/ (дата обращения: 07.11.2019).
  5. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка: ок. 1900 словообразов. единиц. Изд-е 2-е, испр. М.: АСТ; Астрель, 2005. 636 с.
  6. Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. М. - Л.: Наука, 1965. 110 с.
  7. Косова В. А. Системная значимость словообразовательных категорий в русском языке: автореф. дисс.. д. филол. н. Казань, 2014. 43 с.
  8. Маслов Ю. С. Очерки по аспектологии. Л.: ЛГУ, 1984. 263 с.
  9. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru/ (дата обращения: 07.11.2019).
  10. Обзор работ по современному русскому литературному языку за 1974-1977 гг.: словообразование: материалы для обсуждения / под ред. В. В. Иванова. М.: Наука, 1982. 151 с.
  11. Русский древослов. Историко-словообразовательный словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.drevoslov.ru/ (дата обращения: 07.11.2019).
  12. Русский семантический словарь: в 6-ти т. / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1998. Т. 4. Глагол. 924 с.
  13. Семантические вопросы словообразования: значение производящего слова / под ред. М. Н. Янценецкой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. 271 с.
  14. Словарь русского языка: в 4-х т. / гл. ред. А. П. Евгеньева. М.: Рус. яз., 1985. Т. 1. А - Й. 696 с.; 1986. Т. 2. К - О. 736 с.; 1987. Т. 3. П - Р. 752 с.; 1988. Т. 4. С - Я. 800 с.
  15. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. М.: АСТ; Астрель, 2008. Т. 1. 860 с.; Т. 2. 941 с.

Информация об авторах

Го Линь

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 января 2020.
  • Опубликована: 6 марта 2020.

Ключевые слова

  • лексические синонимы
  • словообразовательная парадигма
  • словообразовательное гнездо
  • деривационный потенциал
  • лексико-семантический вариант
  • lexical synonyms
  • word-formative paradigm
  • word-formative cluster
  • derivational potential
  • lexico-semantic variant

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)