• Научная статья
  • 6 марта 2020
  • Открытый доступ

Урок русского (родного) языка (в аспекте формирования этнокультурной идентичности школьника)

Аннотация

В статье рассмотрены этапы урока русского (родного) языка, обеспечивающего условия для формирования этнокультурной идентичности школьника через создание проблемной ситуации при изучении интегральных категорий языка и культуры; преобразование лингвокультурологической, культуроведческой информации в интегральное (культуроведческое и культурологическое) знание в исследовательской деятельности. Акцентируется внимание на организации письменной деятельности, реализующей потребность школьников в этнокультурной идентификации на этапе связывания лингвокультурологического и культуроведческого знания.

Источники

  1. Голышева И. А., Сбитнева Е. С., Жесткова Е. А. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 2. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1591 (дата обращения: 27.01.2020).
  2. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Роль лингвокультурологического подхода в методике преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012. № 4. С. 23-28.
  3. Долженкова О. В. Соотношение и преемственность понятий «этническое самосознание» и «этническая идентичность» в работах отечественных исследователей // Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14. № 1. С. 172-184.
  4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 262 с.
  5. Мишатина Н. Л. В поисках филологизации и интеллектуализации лингвистического образования // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016. № 1. С. 137-144.
  6. Мясищев В. Н. О потребностях как отношениях человека // Психология. Учёные записки Ленинградского государственного университета. Серия философских наук. 1959. Вып. 16. № 265. С. 32-40.
  7. Пашкевич В. В. Традиционные нравственные ценности русского мира как основа социального воспитания молодежи // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. 2016. № 3 (30). С. 85-89.
  8. Репринцев А. В., Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 7 (256). С. 141-149.
  9. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования / отв. ред. В. С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. Т. 4. Вып. 6. С. 85-105.
  10. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию / Российская академия наук, Институт психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. 654 с.

Информация об авторах

Трунцева Татьяна Николаевна

Академия социального управления

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 января 2020.
  • Опубликована: 6 марта 2020.

Ключевые слова

  • методика преподавания русского (родного) языка
  • этнокультурная идентичность
  • урок русского (родного) языка
  • учебно-познавательная деятельность
  • культурологический принцип
  • лингвокультурологический принцип
  • methodology of teaching the Russian (native) language
  • ethno-cultural identity
  • lesson of the Russian (native) language
  • educational and cognitive activity
  • culturological principle
  • linguo-culturological principle

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)