• Научная статья
  • 30 апреля 2020
  • Открытый доступ

Фонетические средства создания словесного юмора (на материале рассказов для детей Н. Носова)

Аннотация

Статья посвящена лингвистическому анализу словесного юмора в детской литературе. Объектом исследования являются фонетические приёмы, реализующие юмористический эффект. Материалом для анализа послужили тексты из книги «Тук-тук-тук» Н. Носова. Автор пытается выявить самые употребляемые писателем фонетические средства, описать их художественно-изобразительные особенности, проанализировать функции в реализации комического, а также рассмотреть их конструктивную роль в сюжетосложении рассказа. В результате анализа автор впервые доказывает, что в творчестве Н. Носова с целью создания юмора фонетические средства действуют в трёх ракурсах: интонационно-языковом, ситуативном (контекстуальном) и коммуникативном.

Источники

  1. Беляев А. А. Эстетика: словарь. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  2. Вулис А. В лаборатории смеха. М.: Художественная литература, 1966. 144 с.
  3. Гаранина Е. А. Языковые средства выражения комического в детской литературе: автореф. дисс. … к. филол. н. Самара, 1998. 24 с.
  4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: высшее образование. М.: Айрис Пресс, 2008. 448 с.
  5. Гуанцзе Ч. Средства создания комического в современной детской литературе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (66). Ч. 2. С. 54-58.
  6. Девкин В. Д. Занимательная лексикология. М.: ВЛАДОС, 1998. 312 с.
  7. Иванов Л. Ю., Сковородников А. И., Ширяев Е. Н. и др. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. М.: Флинта; Наука, 2003. 840 с.
  8. Идиатулина А. А. Приемы речевой игры в творчестве современных детских писателей // Филология и культура. 2011. № 23. С. 242-246.
  9. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2008. 1536 с.
  10. Носов Н. Н. Тук-тук-тук. М.: Детская литература, 1988. 175 с.
  11. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха: ритуальный смех в фольклоре. М.: Лабиринт, 1999. 288 с.
  12. Путилова О. В. Детская литература. М.: Академия, 2008. 384 с.
  13. Ротанова Н. М. Речевые средства комического в детской художественной литературе: учебное пособие. Курган: Курган. гос. ун-т, 2006. 111 с.
  14. Степанова Н. Ю. Контраст как средство создания комического эффекта: дисс. … к. филол. н. М., 2009. 213 с.
  15. Чалова Л. В. Игра слов как прием комической аттракции в детской литературе // Наука и образование в XXI веке: сб. научн. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Юком, 2013. С. 146-150.
  16. http://doctorznaika.ucoz.ru/publ/arkhiv_novostnoj_rubriki/na_den_rozhdenija_krjostnogo_otca_doktora_znajka_pisatelja_ nikolaja_nosova/3-1-0-73 (дата обращения: 10.03.2020).

Финансирование

Статья выполнена при поддержке гранта. 本文系 2018年广东省哲社科学科共建项目 (GD18XWW23)"蒂尼亚诺夫文艺理论研究”的研究成果.

Информация об авторах

Сунь Е

Сунь Ят-сен университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 января 2020.
  • Опубликована: 30 апреля 2020.

Ключевые слова

  • детская литература Н. Носова
  • словесный юмор
  • фонетические средства создания юмора
  • звукоподражание
  • интонация
  • рифма
  • изменение звукового облика слова с помощью графики
  • N. Nosov’s works for children
  • verbal humour
  • phonetic means to create humour
  • sound imitation
  • intonation
  • rhyme
  • transformation of word’s acoustic form by graphical means

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)