• Научная статья
  • 30 апреля 2020
  • Открытый доступ

Лингвометодический аспект преодоления фонетических трудностей китайских студентов при обучении русскому языку

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению типичных трудностей, возникающих у китайских студентов при овладении звуковой системой русского языка и проявляющихся в частотных фонетических ошибках. На основе материалов эксперимента и педагогического наблюдения выявлены устойчивые фонетические затруднения, наблюдающиеся на всех этапах обучения, проанализированы причины появления данных затруднений. Приведены примеры коммуникативно-релевантных фонетических ошибок. Рассмотрены возможные пути преодоления фонетических трудностей китайских студентов. Предложено формирование мотивационных установок, способствующих самоконтролю обучаемых при произношении трудных русских звуков.

Источники

  1. Балыхина Т. М., Евстигнеева И. Ф., Маерова К. В. и др. Учебник русского языка для говорящих по-китайски: базовый курс. М.: Русский язык. Курсы, 2000. 352 с.
  2. Балыхина Т. М., Игнатьева О. П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся. М.: РУДН, 2010. 195 с.
  3. Бархударова Е. Л. Лингвистические основы создания национально ориентированных курсов русской фонетики. М.: МГУ, 2007. 325 с.
  4. Вербицкая Л. А., Игнаткина Л. В. Практическая фонетика русского языка для иностранных учащихся. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2012. 152 с.
  5. Ду Юньша. Методические аспекты постановки русского произношения китайским студентам начального этапа обучения: дисс. … к. пед. н. СПб., 2017. 242 с.
  6. Задоенко Т. П., Хуан Шуин. Начальный курс китайского языка. М.: Восточная книга, 2007. 303 с.
  7. Каверина В. В. Обучение русскому произношению лиц, говорящих на китайском языке (на основе сопоставительного анализа китайской и русской фонетических систем) // Язык, сознание, коммуникация: сб. научных статей / ред. Л. П. Клобукова, В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: Диалог-МГУ, 1998. Вып. 6. С. 78-92.
  8. Короткова О. Н. По-русски - без акцента! Корректировочный курс русской фонетики и интонации для говорящих на китайском языке. СПб.: Златоуст, 2009. 192 с.
  9. Панова Р. С. Фонетическая интерференция в русской речи китайцев // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22 (160). Филология. Искусствоведение. Вып. 33. С. 83-86.
  10. Рогозная Н. Н. Лингвистический атлас нарушений в русской речи иностранцев. Иркутск: Иркутская областная типография № 1, 2001. 332 с.
  11. Румянцев М. К. Фонетика и фонология современного китайского языка. М.: Восток - Запад, 2007. 140 с.
  12. Спешнев Н. А. Введение в китайский язык. Фонетика и разговорный язык. СПб.: КАРО, 2004. 256 с.
  13. Сюй Лай Ди. Анализ распространенных фонетических ошибок у китайских учащихся, обучающихся русскому языку // Русский язык в Китае. 2013. № 4. С. 64-69.
  14. Тунгусова Г. И., Ван Лу. Фонетика: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2006. 130 с.
  15. Фонетический аспект общения на неродном языке: коллективная монография / науч. ред. Н. А. Любимова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. 294 с.
  16. Чжао Чжэ. Звуковая интерференция в русском языке под влиянием языка-субстрата в условиях русско-китайских языковых контактов: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2017. 22 с.
  17. Чэнь Чжао-Лин. Фонетические аспекты постановки русского произношения китайцам: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2000. 24 с.

Информация об авторах

Скобёлкина Наталья михайловна

Байкальский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 февраля 2020.
  • Опубликована: 30 апреля 2020.

Ключевые слова

  • звуковая система русского языка
  • дифференциальные признаки согласных фонем
  • фонетические трудности
  • коммуникативно-значимые ошибки
  • обучение русскому языку как иностранному
  • Russian phonetics
  • differential features of consonants
  • phonetic difficulties
  • communicatively relevant mistakes
  • teaching Russian as a foreign language

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)