• Научная статья
  • 29 мая 2020
  • Открытый доступ

Художественное своеобразие новеллы К. Ф. Майера «Амулет»

Аннотация

Статья посвящена исследованию художественного своеобразия новеллы «Амулет» классика швейцарской литературы XIX века Конрада Фердинанда Майера. Основное внимание в работе акцентируется на композиционных особенностях новеллы - анализируются рамочная конструкция, поворотный пункт, развязка, рассматриваются конфликты, организующие сюжет произведения, исследуются динамические и статические мотивы. Авторы статьи демонстрируют, что для изучения мотивной структуры «Амулета» наиболее перспективным является тезаурусный подход, прежде не использовавшийся при выявлении специфики художественного мира К. Ф. Майера.

Источники

  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 11-194.
  2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 405 с.
  3. Гозенпуд А. А. К.-Ф. Майер // Майер К.-Ф. Новеллы. Стихотворения. М.: Гослитиздат, 1958. С. I-XLIII.
  4. Данилевский Р. Ю. Россия и Швейцария. Литературные связи XVIII-XIX веков. Л.: Наука, 1984. 276 с.
  5. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 408 с.
  6. Захаров Н. В. Тезаурусный подход в современном гуманитарном знании // Новые исследования Тувы. 2009. № 1-2. С. 161-174.
  7. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Теория тезаурусного подхода // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке: в честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского: коллективная монография / под общ. ред. В. А. Лукова. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006. С. 557-565.
  8. Майер К. Ф. Амулет. Святой. Паж Густава Адольфа. М.: Мир книги; Литература, 2011. 300 с.
  9. Неклюдов С. Ю. Мотив и текст // Язык культуры: семантика и грамматика: к 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923-1996) / отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2004. С. 236-247.
  10. Осокина С. А. Основания лингвистической теории тезауруса: дисс. … д. филол. н. Барнаул, 2015. 467 с.
  11. Павлова Н. С. Конрад Фердинанд Майер // История швейцарской литературы: в 3-х т. / под ред. Н. С. Павловой. М.: ИМЛИ РАН, 2002. Т. 2. С. 208-238.
  12. Ребер Л. Э. Принципы историзма и проблема художественного метода К. Ф. Мейера: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1988. 17 с.
  13. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2-х т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. Т. 1. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. 512 с.
  14. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1999. 334 с.
  15. Фарафонова О. А. Мотивная структура романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: дисс. … к. филол. н. Новосибирск, 2003. 202 с.
  16. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. 385 с.

Информация об авторах

Анисимова Александра Наумовна

Московский городской педагогический университет (филиал) в г. Самаре

Ефремова Юлия Ивановна

Самарский государственный экономический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 марта 2020.
  • Опубликована: 29 мая 2020.

Ключевые слова

  • швейцарская литература
  • Конрад Фердинанд Майер
  • новелла
  • композиция
  • тезаурусный подход
  • Swiss literature
  • Conrad Ferdinand Meyer
  • novella
  • composition
  • thesaurus approach

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)