• Научная статья
  • 29 мая 2020
  • Открытый доступ

Метод биологической обратной связи в синхронном переводе

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы возможного применения метода биологической обратной связи (БОС) для исследования процесса синхронного перевода и возможного повышения стрессоустойчивости синхронных переводчиков. Целью работы является проследить связь между уже имеющимися сферами применения данного метода и возможностью его использования в интересах переводчиков-синхронистов. Автором предпринимается попытка установить междисциплинарный характер между методом БОС и психолингвистической проблематикой синхронного перевода, что представляет собой определенную новизну. Полученные результаты показали, что метод БОС мог бы применяться в качестве метода исследования процесса синхронного перевода и как средство повышения стрессоустойчивости синхронных переводчиков.

Источники

  1. Балаганов Д. В. Влияние стресса на деятельность переводчика-синхрониста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 12 (90). Ч. 1. С. 74-79.
  2. Балаганов Д. В. Место синхронного перевода в системе видов перевода и его особенности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 5. С. 192-197.
  3. Беспроводной комплекс БОС Нейротех Колибри Психоэмоциональной коррекции [Электронный ресурс]. URL: https://mederia.ru/product/besprovodnoj-kompleks-bos-nejroteh-kolibri-psiho-emotsionalnoj-korrektsii/ (дата обращения: 29.01.2020).
  4. Вартанова Т. С., Сметанкин А. А. Очерк истории развития биологической обратной связи как метода медицинской реабилитации // Общие вопросы применения метода БОС: сб. статей. СПб.: Биосвязь, 2008. С. 3-19.
  5. Ивановский Ю. В., Сметанкин А. А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации // Общие вопросы применения метода БОС: сб. статей. СПб.: Биосвязь, 2008. С. 20-39.
  6. Трунова М. С., Орлов А. Б. Метод биологической обратной связи: психотерапевтическая перспектива // Вопросы психологии. 2014. № 6. С. 33-43.
  7. Трунцева А. В. Опыт использования метода биологической обратной связи в коррекционной педагогике // Педагогический журнал. 2016. № 3. С. 37-47.
  8. Чугаев И. Г., Безносюк Е. В., Веденяпин А. Б., Лисицина К. А. Способ самоуправления уровнем бодрствования путем одновременного применения БОС и ритмовоздействия по параметру ЧСС // Проблемы создания технических средств для диагностики и лечения заболевания сердечно-сосудистой системы: материалы III Всесоюзной научно-технической конференции. Львов, 1990.
  9. Al Osman H., Dong H., El Saddik A. Ubiquitous biofeedback serious game for stress management // IEEE Access. 2016. Vol. 4. Р. 1274-1286.
  10. Bouchard S., Bernier F., Boivin E., Morin B., Robillard G., Davydov D. M. Using biofeedback while immersed in a stressful videogame increases the effectiveness of stress management skills in soldiers [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3338628 (дата обращения: 03.04.2020).
  11. Boulay C. B., Sarnacki W. A., Wolpaw J. R., McFarland D. J. Trained modulation of sensorimotor rhythms can affect reaction time // Clinical Neurophysiology. 2011. № 122. Р. 1820-1826.
  12. Chang M., Iizuka H., Kashioka H., Naruse Y., Furukawa M., Ando H., Maeda T. Unconscious improvement in foreign language learning using mismatch negativity neurofeedback: A preliminary study [Электронный ресурс]. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0178694 (дата обращения: 03.04.2020).
  13. Definition of Neuroplasticity [Электронный ресурс]. URL: https://www.medicinenet.com/script/main/art.asp?articlekey= 40362 (дата обращения: 29.01.2020).
  14. Fritz G., Fehmi L. The open focus handbook. New Jersey: Biofeedback Computers, 1982. 149 p.
  15. Hammond D. C. What is a neurofeedback: An update // Journal of Neurotherapy. 2011. № 15. P. 305-336.
  16. Kamiya J. The first communications about operant conditioning of the EEG // Journal of Neurotherapy. 2011. Vol. 15. № 1. Р. 65-73.
  17. Lewis G. F., Hourani L., Tueller S., Kizakevich P., Bryant S., Weimer B. Relaxation training assisted by heart rate variability biofeedback: Implication for a military predeployment stress inoculation protocol // Psychophysiology. 2015. № 52. Р. 1167-1174.
  18. Marzbani H., Marateb H. R., Mansourian M. Neurofeedback: A Comprehensive Review on System Design, Methodology and Clinical Applications // Basic and Clinical Neuroscience. 2016. Vol. 7. № 2. P. 143-158.
  19. Meier N. F., Welch A. S. Walking versus biofeedback: A comparison of acute interventions for stressed students // Anxiety Stress Coping. 2016. № 29. Р. 463-478.
  20. MindSpa Personal Development System [Электронный ресурс]. URL: http://www.avstim.com (дата обращения: 29.01.2020).
  21. Paul M., Garg K. The effect of heart rate variability biofeedback on performance psychology of basketball players // Applied Psychophysiology and Biofeedback. 2012. № 37. Р. 131-144.
  22. Preston J. L., Jeece M. C., McNamara K., Maas E. Variable practice to enhance speech learning in ultrasound biofeedback treatment for childhood apraxia of speech: A single case experimental study // American Journal of Speech-Language Pathology. 2017. № 26 (3). P. 840-852.
  23. Prinsloo G. E., Derman W. E., Lambert M. I., Laurie Rauch H. G. The effect of a single session of short duration biofeedback-induced deep breathing on measures of heart rate variability during laboratory-induced cognitive stress: A pilot study // Applied Psychophysiology and Biofeedback. 2013. № 38. Р. 81-90.
  24. Ros T., Munneke M. A., Ruge D., Gruzelier J. H., Rothwell J. C. Endogenous control of waking brain rhythms induces neuroplasticity in humans // European Journal of Neuroscience. 2010. № 31. Р. 770-778.
  25. Shaffer F., Moss D. Biofeedback // Textbook of complementary and alternative medicine / ed. by C.-S. Yuan, E. J. Bieber, B. A. Bauer. 2nd ed. L.: Informa Healthcare, 2006. P. 1-22.
  26. Yu B., Funk M., Hu J., Wang Q., Feijs L. Biofeedback for everyday stress management: A systematic review // Front ICT. 2018. Vol. 5. P. 1-22.
  27. Zuberer A., Minder F., Brandeis D., Drechsler R. Mixed-effects modeling of neurofeedback self-regulation performance: Moderators for learning in children with ADHD // Neural Plasticity. 2018. Vol. 2018. P. 1-15.

Информация об авторах

Балаганов Дмитрий Владимирович

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 февраля 2020.
  • Опубликована: 29 мая 2020.

Ключевые слова

  • биологическая обратная связь
  • метод БОС
  • синхронный перевод
  • стрессоустойчивость
  • ситуация перевода
  • метод исследования перевода
  • когнитивный механизм
  • когнитивная система
  • biofeedback
  • biofeedback method
  • simultaneous interpreting
  • stress resilience
  • interpreting situation
  • interpretation research method
  • cognitive mechanism
  • cognitive system

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)