• Научная статья
  • 15 июля 2020
  • Открытый доступ

Любовь как концепт художественной концептосферы В. Токаревой (на примере рассказа «За рекой, за лесом» и повести «Жена поэта»)

Аннотация

Цель исследования - определение особенностей художественного концепта любовь в прозе В. Токаревой, раскрытие эстетической доминанты и трансформации этого концепта на примере рассказа «За рекой, за лесом» и повести «Жена поэта». В статье проясняется, что В. Токарева, являясь продолжателем традиций А. Чехова, циклически возвращается к концепту любовь в своей прозе. Научная новизна исследования заключается в предложенной интерпретации этого концепта в концептосфере писателя. Полученные результаты показали, что концепт любовь является доминирующим в прозе писателя; В. Токарева использует бифуркацию сюжета, меняя местами основных персонажей, вводя игровой элемент в свое творчество. Автор приходит к выводу, что данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

Источники

  1. Антология художественных концептов русской литературы XX века / ред. и авт.-сост. Т. И. Васильева, Н. Л. Карпичева, В. В. Цуркан. М.: Флинта; Наука, 2013. 356 с.
  2. Быков Д. Литература отдувается за все [Электронный ресурс] // Дружба народов. 2008. № 1. URL: https://magazines. gorky.media/druzhba/2008/1/ya-hochu-rasskazat-vam-2.html (дата обращения: 15.03.2020).
  3. Галкина В. Возраст созерцания и покаяния [Электронный ресурс] // Литературная газета. 2017. 22 ноября. URL: https://lgz.ru/article/-46-6621-22-11-2017/vozrast-sozertsaniya-i-pokayaniya/ (дата обращения: 20.04.2020).
  4. Дрейзис Ю. А. Художественные концепты прозы Юй Хуа: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2013. 24 с.
  5. Жирков Д. Д., Гуляева М. В. «Чеховский текст» в рассказе В. С. Токаревой «Антон, надень ботинки!» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chehovskiy-tekst-v-rasskaze-v-s-tokarevoy-anton-naden-botinki (дата обращения: 30.04.2020).
  6. Зайцева Т. Б. Концепт «любовь» в творчестве А. П. Чехова (для антологии «Художественные константы русской литературы») [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-lyubov-v-tvorchestve-a-p-chehova-dlya-antologii-hudozhestvennye-konstanty-russkoy-literatury/viewer (дата обращения: 20.04.2020).
  7. Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2011. 280 с.
  8. Зусман В. Г. Диалог и концепт в литературе: литература и музыка. Н. Новгород: Деком, 2001. 168 с.
  9. Киреева Ю. Н. Образ любви как объект вербальной репрезентации в прозе В. Токаревой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 10 (163). C. 140-145.
  10. Ковалев Г. Ф. К пониманию автобиографизма в литературной ономастике // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. № 4 (31). С. 10-19.
  11. Кудряшова О. М. Художественное воплощение концепта «гордость» в романах Джейн Остен: автореф. дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2007. 20 с.
  12. Макаревич Э. Ф., Карпухин О. И. Глобальные коммуникации и культурно-политическая экспансия // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 4. С. 28-42.
  13. Марков Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений, обучающихся по специальности 031401.65 «Культурология». М. - СПб.: Питер, 2008. 352 с.
  14. Миронова М. В. Стилевая доминанта рассказов Виктории Токаревой [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/stilevaya-dominanta-rasskazov-viktorii-tokarevoy (дата обращения: 20.04.2020).
  15. Мясникова Т. С. Концепт «старый дом» в русской литературе XIX века: автореф. дисс. … к. филол. н. Тверь, 2018. 20 с.
  16. Расторгуева В. С. Современная проза: поэтика отражений [Электронный ресурс]. Липецк: Липецкий ГПУ, 2018. URL: https://e.lanbook.com/book/115069 (дата обращения: 18.04.2020).
  17. Самарская Т. Б., Мартиросьян Е. Г. Концепт и концептосфера в литературном произведении: соотношение понятий [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2014. № 3 (145). С. 71-74. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2014.3/3605/71-74.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
  18. Славникова О. Rendes-vous в конце миллениума [Электронный ресурс] // Новый Мир. 2002. № 2. URL: https://magazines. gorky.media/novyi_mi/2002/2/rendes-vous-v-koncze-milleniuma.html (дата обращения 15.03.2020).
  19. Тарасова И. А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4. Ч. 2. С. 742-745.
  20. Токарева В. С. Жена поэта: повесть и рассказы. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2019. 256 с.
  21. Токарева В. С. Мало ли что бывает…: повести и рассказы. М.: АСТ, 2002. 480 с.
  22. Токарева В. С. Муля, кого ты привез?: рассказы. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2015. 256 с.
  23. Токарева В. С. О любви: сборник. М.: АСТ; Хранитель, 2007. 416 c.
  24. Чжан Шаопин. Традиции А. П. Чехова в современной русской литературе (конец XX - начало XXI века): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2018. 19 с.
  25. Шестых О. В. Чеховские традиции в рассказах Виктории Токаревой // Творчество А. П. Чехова: межвуз. сб. науч. тр. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2004. С. 100-103.
  26. Lewis T. J. Reviewed Work: Na cherta nam chuzhie: Povesti i rasskazy by Viktoria Tokareva [Электронный ресурс] // World Literature Today. 1997. Vol. 71. № 1. URL: https://www.jstor.org/stable/40152704?read-now=1&seq=1#page_ scan_tab_contents (дата обращения: 20.04.2020).

Информация об авторах

Кондрашева Екатерина Владимировна

Тихоокеанский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 мая 2020.
  • Опубликована: 15 июля 2020.

Ключевые слова

  • Виктория Токарева
  • традиции А. Чехова
  • концепт ЛЮБОВЬ
  • индивидуально-авторская концептосфера
  • бифуркация сюжета
  • Viktoriya Tokareva
  • Chekhov’s traditions
  • concept LOVE
  • author’s individual conceptual sphere
  • bifurcation of story

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)