• Научная статья
  • 3 ноября 2020
  • Открытый доступ

Проблема генеалогии музыкальной образности в стихотворениях В. Кривулина 1970-х гг.

Аннотация

Статья посвящена анализу музыкальной образности в творчестве Виктора Кривулина 1970-х гг. Цель исследования - установить специфику функционирования музыкальной образности в сборниках «Воскресные облака» и «Музыкальные инструменты в песке и снеге». Научная новизна нашего исследования заключается в обращении к проблеме литературной генеалогии образов музыки в поэтических сборниках В. Кривулина 1970-х гг. В результате выявлены связи музыкальной топики в произведениях Кривулина с интеллектуальными контекстами литературы Серебряного века, в частности, с мифологемой о «дионисийском» и «аполлоническом» начале в искусстве. Также реконструированы взгляды Кривулина на концепцию музыки А. Блока, которая была подвергнута неофициальным поэтом ревизии в ряде литературно-критических высказываний.

Источники

  1. Беневич Г. О композиции, формировании и духе первой книги стихов [Электронный ресурс] // НЛО. 2018. № 4. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/152/article/20032/ (дата обращения: 18.04.2020).
  2. Беневич Г. Об одной «журналистской» пост-элегии [Электронный ресурс] // Textonly. 2017. № 46. URL: http://textonly.ru/ case/?issue=46&article=39029 (дата обращения: 18.04. 2020).
  3. Блок А. Интеллигенция и революция // Блок А. Полное собрание сочинений: в 8-ми т. М. - Л.: Худож. лит, 1962. Т. 6. С. 9-20.
  4. Блюмбаум А. К генезису и семантике «мирового оркестра» в творчестве Александра Блока: несколько уточнений // Acta Slavica Iaponica. 2015. T. 36. P. 1-23.
  5. Бычков В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма // История философии. 1999. № 4. С. 3-43.
  6. Давыдова А. Музыкальные образы в русской лирике ХХ века: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2006. 24 с.
  7. Житенев А. Образные коды «другой культуры» в поэзии Виктора Кривулина 1970-х гг. [Электронный ресурс] // Полилог: электронный научный журнал. 2011. № 4. С. 15-19. URL: http://polylogue.polutona.ru/upload/private/Polylogue_ 4_2011.pdf (дата обращения: 06.10.2020).
  8. Кривулин В. Воскресные облака. М.: Пальмира, 2019. 232 с.
  9. Кривулин В. Ответ на блоковскую анкету // Северная почта. 1981. № 8. [б. с.]
  10. Кривулин В. Полдня длиной в одиннадцать строк // Часы. 1977. № 9. С. 233-255.
  11. Кукулин И. Двойное «я» в диалоге с историей [Электронный ресурс] // Воздух. 2016. № 3-4. URL: http://www.litkarta.ru/ projects/vozdukh/issues/2016-3-4/kukulin-mandelshtam/view_print/ (дата обращения: 18.04.2020).
  12. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л.: Советский писатель, 1989. 720 с.
  13. Максимов Д. Критическая проза Блока // Блоковский сборник: труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А. А. Блока, май 1962 г. / отв. ред. Ю. М. Лотман. Тарту: ТГУ, 1964. Вып. I. С. 28-97.
  14. Мандельштам О. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. Т. 2. 704 с.
  15. Останин Б. Марсий в клетке // Часы. 1978. № 14. [б. с.]
  16. Ронен О. Поэтика Мандельштама. СПб.: Гиперион, 2002. 240 с.
  17. Седакова О. Музыка глухого времени // Вестник новой литературы. 1990. № 2. С. 257-266.
  18. Шварц Е. Войско. Оркестр. Парк. Корабль. М.: Common place, 2018. 336 с.
  19. Spitzer L. Classical and Christian Ideas of World Harmony: Prolegomena to an Interpretation of the Word “Stimmung”. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1963. 232 р.

Информация об авторах

Хайрулин Тимур Павлович

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 сентября 2020.
  • Опубликована: 3 ноября 2020.

Ключевые слова

  • неподцензурная литература
  • Виктор Кривулин
  • музыкальная образность
  • литературная генеалогия
  • интертекстуальность
  • unofficial literature
  • Viktor Krivulin
  • musical figurativeness
  • literary genealogy
  • intertextuality

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)