• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Структурные особенности формирования модели «своего мира» ребенка через призму колыбельных песен: лексический аспект (на материале французского и русского языков)

Аннотация

Цель исследования - описать структурные особенности формирования модели мира ребенка через призму колыбельных песен (на материале французской и русской колыбельной поэзии). Раскрываются два направления конструирования социального мира ребенка: модели «своего мира» и «внешнего мира». Научная новизна работы заключается в рассмотрении колыбельных песен в качестве ресурса для создания модели социального мира ребенка, а также в построении искомой модели. Результаты исследования: представлены компоненты модели социального мира ребенка методом фреймового моделирования, описаны лексические компоненты, формирующие область ближайшего окружения ребенка, раскрыты кросскультурные особенности их функционирования.

Источники

  1. Байкулова А. Н. Речевое общение в семье: автореф. дисс. … к. филол. н. Саратов, 2006. 20 с.
  2. Воейкова М. Д. Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М.: Знак, 2011. 328 с.
  3. Гуревич А. Я. Категория средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.
  4. Колмогорова А. В., Варламова О. Н. Женщина в семейной коммуникации: речевой портрет матери (на материале русского и французского языков): монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. 208 с.
  5. Колыбельные для всей семьи [Электронный ресурс]: междунар. социокультур. проект Натальи Фаустовой. URL: https://dreamsong.ru/lyrics/slova-kolybelnoy-spi-ditya-usni (дата обращения: 20.06.2020).
  6. Маковский М. М. Язык - миф - культура. Символы жизни и жизнь символов. М.: Русские словари, 1996. 330 с.
  7. Мартынова А. Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // Советская этнография. 1974. № 4. С. 101-116.
  8. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/ozhegov.php (дата обращения: 06.06.2020).
  9. Топоров В. Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Топоров В. Н. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2-х т. М.: Сов. энциклопедия, 1982. Т. 2. К - Я.
  10. Центр детского сна и развития [Электронный ресурс]. URL: https://baby-sleep.ru/articles/29-russkie-narodnye-kolybelnye (дата обращения: 18.06.2020).
  11. https://lullabies.ru (дата обращения: 18.06.2020).
  12. Hugo l’escargot [Электронный ресурс]. URL: https://www.hugolescargot.com/comptines-enfants/berceuses/ (дата обращения: 18.06.2020).
  13. Larousse [Электронный ресурс]. URL: https://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/maman/48988?q=maman#48897 (дата обращения: 06.06.2020).
  14. MacWhinney B., Snow C. The child language data exchange system: an update // Journal of Child Language. 1990. № 17. P. 457-472.
  15. Mômes par parents [Электронный ресурс]. URL: https://www.momes.net/chansons-et-histoires/berceuses/un-bebe-tout-rose-837515 (дата обращения: 06.06.2020).
  16. Skinner B. F. Contingencies of reinforcement: a theoretical analysis. N. Y.: Appleton Century Crofts, 1969. 319 p.
  17. Skinner B. F. Verbal behavior. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice Hall, 1957. 478 p.

Информация об авторах

Варламова Ольга Николаевна

Сибирский федеральный университет

Воробьева Ксения Андреевна

Сибирский федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 сентября 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • колыбельные песни
  • фреймовое моделирование
  • материнская речь
  • лексические компоненты
  • lullabies
  • frame modelling
  • maternal speech
  • lexical components

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)