• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Сопоставительное исследование концепта РОЖДЕСТВО в контексте диалога культур

Аннотация

Цель исследования - разработка в сопоставительном аспекте уровневой содержательно-смысловой структуры духовного мира с позиции христианского и католического восприятия в контексте диалога культур. Научная новизна заключается в том, что впервые одноуровневая словарная дефиниция «Рождество» рассмотрена с позиции многоуровневой структуры одноименного концепта, представленного в сознании представителей разных лингвокультур определенным набором содержательно-смысловых доминант. Данный аспект впоследствии стал отправной точкой для сопоставительного анализа концепта РОЖДЕСТВО в контексте диалога культур. Результат исследования - выявленная в ходе проведения лингвистического эксперимента многоуровневая система репрезентации концепта РОЖДЕСТВО в сознании представителей русской и британской лингвокультур.

Источники

  1. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. 103 с.
  2. Баркова А. Л. Новый год: символика современного ритуала [Электронный ресурс]. URL: http://mith.ru/alb/mith/ newyear.htm (дата обращения: 23.06.2020).
  3. Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание: сборник / науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Воронеж. МИОН; Воронеж. гос. ун-т, 2001. С. 25-36.
  4. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М.: Флинта; Наука, 2009. 384 с.
  5. Воробьев В. В. Лингвокультурология. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1997. 331 с.
  6. Гончарова Н. А. Истоки формирования концепта «патриотизм» в сознании подрастающего поколения // Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Краснодарский край, с. Сукко; Всероссийский детский центр «Смена», 16-18 апреля 2019 г.). Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. С. 101-106.
  7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. Изд-е 20-е, стереотип. М.: Рус. яз., 1988. 750 с.
  9. Потебня А. А. Мысли и язык: сборник трудов. М.: Лабиринт, 1999. 330 с.
  10. Словарь современного русского литературного языка: в 17-ти т. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1961. Т. 12. 1676 с.
  11. Чуксина О. В., Кретинина Г. В., Гончарова Н. А. Обучение англоязычному диалогическому общению: социокультурный аспект // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 160-162.
  12. Швецова В. М. Лексико-ассоциативные ресурсы текстовых единиц // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2010. № 1 (11). С. 205-210.
  13. Швецова В. М. Принципы взаимодействия компонентов внутриполевого пространства голографической единицы в процессе развития текстовой семантики // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 1. С. 178-180.
  14. https://englandlife.ru/religiya-v-anglii/ (дата обращения: 30.11.2020).
  15. Miller G. A. Language and communication. N. Y., 1951. 298 р.

Информация об авторах

Швецова Виктория Михайловна

Мичуринский государственный аграрный университет

Гончарова Наталья Александровна

Мичуринский государственный аграрный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 ноября 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • концепт РОЖДЕСТВО
  • уровневая структура концепта
  • русская и британская лингвокультуры
  • CHRISTMAS concept
  • concept multi-level structure
  • Russian and British linguo-cultures

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)